КСП КТП Русский язык и литература 10 класс ҚМЖ КТЖ Орыс тілі мен әдебиеті 10 сынып


Календарно-тематический план (68 ч)

№ Тема урока Часы
I четверть 18
Раздел I. ТУРИЗМ. ЭКОТУРИЗМ 7
1 Пейзаж в литературе 1
2 Горнолыжный курорт Чимбулак 1
3 Стихи В. Высоцкого о природе 1
4 Астана ЭКСПО-2017 1
5 Пейзажная лирика А. К. Толстого 1
6 Жанровые особенности пресс-релиза 1
7 Конкурспроектов на тему «Туризм. Экотуризм»
СОР-1. Контрольная работа 1

Раздел II. ЧЕЛОВЕК И РОДИНА 10
1 М. Ю. Лермонтов. Родина 1
2 Описание, повествование, рассуждение, сообщение. 1
3 Сюжет и проблематика романа Ч.Айтматова «Буранный полустанок» 1
4 Тема памяти и манкуртизма 1
5 Особенности хронотопа. Аннотация. 1
6 Г. К. Бельгер. На пересечении языков и культур 1
7 Г. К. Бельгер. “Дедушка Сергали” 1
8 М. Д. Симашко. “Емшан”.
СОР-2. Контрольная работа 1
9 К. Г. Паустовский. “Бескорыстие” 1
10 Урок-диспут на тему «Манкуртизм: вчера, сегодня, завтра» 1
11 СОЧ-1. Контрольная работа 1

II четверть 15
Раздел III. НАУКА И ЭТИКА 8
1 М. А. Булгаков. Собачье сердце 1
2 Система образов повести 1
3 Научно-популярный стиль 1
4 Художественный стиль 1
5 Средства связи в научно-популярном тексте 1
6 А.Р. Беляев. “Голова профессора Доуэля” 1
7 Наука и фантастика в произведениях А. Беляева 1
8 Научный и публицистический текст.
СОР-1. Контрольная работа 1

КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел: Туризм. Экотуризм
Тема: Пейзаж в литературе
Дата: Школа: ФИО учителя:
Класс: 10 Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения:
10.1.3. определять основную мысль текста, выявляя детали, подтверждающие её;
10.1.5.оценивать высказывание с точки зрения правильности и уместности использованных языковых единиц;
10.2.1. владетьсловарным запасом, включающимлексику социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политическойсфер;
10.2.2 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом;
10.3.3 формулировать практические вопросы по прочитанному тексту
Цели урока: Все учащиеся смогут:
определять основную мысль текста, учитывая структуру текста;
владеть объемом словарного запаса для эффективного общения.
Большинство учащихся смогут:
пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом;
формулировать практические вопросы по прочитанному тексту
Некоторые учащиеся смогут:
оценивать высказывание (монолог/диалог) с использованием приемов привлечения внимания и с учётом целевой аудитории;
Языковая цель Полиязычие: понимание смысла архаизмов, языковых особенностей художественных тропов.
Основные термины и словосочетания: туризм, экотуризм, пейзаж.
Привитие ценностей Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле государственных программ «Культурное наследие», «Рухани жанғыру»; «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; любви и бережного отношения к родному языку, литературе и культуре.
Межпредметные связи Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык география, информатика.
Навыки использования ИКТ Использование интерактивной доски,аудиоприложения, буктрейлеров, видеопрезентаций, картин художников-пейзажистов.
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока
Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Стратегия «Комплимент». Встаньте в круг и подарите комплименты друг другу. (Слова должны начинаться с первой буквы имени вашего друга, например, Серик, ты сильный! Камила, ты красивая! и т.д.)
Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам дня! Учебник.
Часть 1.

Хрестоматия.

Середина урока

Стратегия «Мозговой штурм».
Вводная беседа.
Чтение и обсуждение афоризмов.
В книгах рыться я люблю, мой ум и сердце просвещаю… (Г.Р. Державин)
Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом. (М. Горький)
Не люблю я книг с золотыми обрезами, что нетронутыми стоят на полках. Люблю, когда они зачитаны до дыр. (М.А.Шолохов)
Чтение и комментирование вступительной статьи «В мире языка и литературы».
Стратегия «Презентация»
«Постигая мир классики»
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».
Какие книги вы прочли в последнее время?
Какая из них и почему произвела на вас сильное впечатление?
Перечитываете ли вы любимые книги и надо ли возвращаться к прочитанному?
Знакомы ли вам экранизации художественных произведений?
Посещаете ли вы театральные постановки по произведениям литературы?
В чем заключается специфика литературы как искусства слова?
Стратегия «ИНСЕРТ»«Создаем буктрейлеры». На основе статьи, данной в учебнике, ученики узнают, что такое буктрейлер, классификацию буктрейлеров и правила их создания.
Стратегия «Метод ассоциаций».
Просмотр и обсуждение буктрейлеров на книги, которые ученики рекомендуют прочесть своим одноклассникам.
Обсуждение эссе по афоризмам о книгах и чтении, рекомендованных в учебнике.
Стратегия «Обновление информации»
Ключевые понятия. Определение ключевых понятий по теме урока, которые объясняется учителем и записывается учениками: тури́зм, экотуризм,пейзажвлитературе, отмечается, чтоописание природы – выразительный элемент художественного текста, который позволяет читателю погрузиться в атмосферу повести, новеллы, романа или поэтического произведения.
Литературный справочник. Прочитайте и обсудите теоретико-литературные сведения. Приведите примеры пейзажных зарисовок из литературных произведений, изученных в 8-9 классах.
Стратегия «Метод ассоциаций»
Учащиеся вместе с учителем составляют кластер с ключевым понятием «пейзаж». Подбирают слова-ассоциации, сравнивают с вариантами одноклассников.
Стратегия «Обновление информации». История слова.
Читают аналитическую статью.
Составляют тезисный план статьи.
Отмечают, что для воспроизведения торжественности и величественности кавказских гор, автор использует обращения, церковную лексику («монастырь»), библейское слово («ковчег»), старославянскую лексику («вожделенный»,«брег», «келья», «сияющий», «реющий»). А также сравнения (монастырь как ковчег), оценочные эпитеты («царственный шатер»). Во второй строфе выражено стремление лирического героя «к вольной вышине». Эмоциональность стихотворению придают восклицательные предложения.
Знакомство с художественным текстом.
«Монастырь на Кавказе».
Стратегия «Таксономия Блума».
Ученики составляют «лесенку» Блума, выполняя задания по пяти уровням:
Знание:Что означает слово «монастырь» и как можно его перевести на казахский язык? Почему оно не имеет полного эквивалента в казахском языке?
Понимание: Как вы понимаете устремления поэта, вызванные строками: «Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне».
Применение: Выпишите из текста произведения художественные тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Создание:Подберитесвои варианты эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений для описания Казбека и монастыря как символа свободы. Запишите свой вариант текста.
Оценивание: Как в стихотворении проявляются вольнолюбивые взгляды А.С. Пушкина?В какихизвестных вам произведениях поэта прослеживается идея свободы? Учебник.
Часть 1.
Хрестоматия.

Презен¬тация.

Буктрей¬леры.

Учебник
Конец урока

Стратегия «Обновление информации». Составьте письменный историко-лингвистический комментарий к следующим словам и выражениям: ковчег, келья, монастырь, брег, вожделенный, реющий, сияющий царственный шатер. За справкой обращайтесь к толковым словарям, словарям синонимов русского языка, а также энциклопедическим словарям библейских слов и выражений.
Содружество искусств. Рассмотрите картины художников-пейзажистов. Обратите внимание на цветовую гамму картин. Напишите по ним тексты-описания. Толковые словари, словари синонимов русского языка, энциклопедические словари библейских слов и выражений.

Картины художников-пейзажистов
Рефлексия.
Стратегия «Метод ассоциаций». Дневник вдумчивого читателя. Заведите тетрадь для записи ваших впечатлений о прочитанных книгах. Разделите страницу тетради на две части: «До» и «После». Записывайте ваши мысли и ассоциации сразу после прочтения произведения, покажите литературоведческую интерпретацию книги после анализа, проведенного на уроках под руководством учителя. Дневник вдумчивого читателя

Раздел: Туризм. Экотуризм
Тема: Горнолыжный курорт Чимбулак.
Дата: Школа: ФИО учителя:
Класс: 10 Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения:
10.1.4. определять основную мысль текста, учитывая структуру текста;
10.2.6. оценивать высказывание (монолог/диалог) с использованием приемов привлечения внимания и с учётом целевой аудитории;
10.3.8. сравнивать тексты, анализируя содержание, определяя авторскую позицию
10.4.2. излагать информацию прослушанного, прочитанного и / или аудиовизуального текста, творчески интерпретируя содержание;
10.4.3. представлять информацию в видеотчета, статьи, справки на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков и наоборот.
Цели урока: Все учащиеся смогут:
определять основную мысль текста, учитывая структуру текста;
оценивать высказывание (монолог/диалог).
Большинство учащихся смогут:
сравнивать тексты, анализируя содержание и авторскую позицию;
излагать информацию прослушанного, прочитанного;
Некоторые учащиеся смогут:
представлять информацию в виде статьидля СМИ о проблемах экотуризма в Казахстане.
Языковая цель Полиязычие: понимание языковых особенностей публицистических текстов, жанров речи, структуры статьи.
Основные термины и словосочетания: туризм, экотуризм, пейзаж.
Привитие ценностей Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к родному языку, литературе и культуре.
Межпредметные связи Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык, география, информатика.
Навыки использования ИКТ Использование интерактивной доски, аудиоприложения, видеопрезентаций.
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Стратегия «Подари улыбку!»
Встаньте в круг, улыбнитесь другу справа, а затем – слева. Приятного вам учебного дня!
Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока.
Стратегия «Обновление информации». Обсуждение историко-лингвистического комментария к следующим словам и выражениям: ковчег, келья, монастырь, брег, вожделенный, реющий, сияющий царственный шатер. Ученикисравнивают варианты толкований, выявляют прямое и переносное значение слов и словосочетаний. Учебник.
Часть 1.

Хрестоматия.
Середина урока

Стратегия «Древо ожиданий».
Учитель вводит в тему и говорит о том, что туризм и экотуризм активно развиваются во всем мире, в том числе в Казахстане. В нашей стране много прекрасных мест, пейзажей, которые стоит посмотреть. Одна из достопримечательностей Казахстана – Горнолыжный курорт Чимбулак.
Комментированное чтение текста “Горнолыжный курорт Чимбулак”. Работа с иллюстрацией. Сравните иллюстрацию и текст, совпадает ли описание с тем, что изображено на иллюстрации?

Стратегия «Обновление информации». Консультация. Ученики вместе с учителем анализируют термины.Жанры речи (франц. род, вид) — исторически сложившийся тип литературного произведения. Статья как жанр публицистической речи сочетает в себе сообщение (информацию) и экспрессию (воздействие). В статье автор ставит задачу проанализировать общественныепроцессы и явления, интерпретирует факты, цифровые данные и др.

Стратегия «Собрать пазлы». Разработка Проектов. Перспективное задание в группах.
Разделитесь на три группы, выберите тему Проекта: “Тема туризма и путешествий в литературных произведениях”, “Топонимы нашего родного края”, “Туристские маршруты Казахстана”.
Подберите дополнительные материалы, распределите обязанности в группе: докладчики, операторы, оппоненты. Подготовьте презентации, используя возможности интерактивных технологий. Обратитесь за консультацией к учителю информатики. Учебник.
Часть 1.
Хрестоматия.

Иллюстрация

Презентация

Конец урока

Стратегия «Собрать пазлы». Творческая лаборатория.На основе предлагаемого тезисного плана систематизируйте информацию и напишите статью для СМИ о проблемах экотуризма в Казахстане:
1. Казахстан имеет два турпродукта, которые обладают потенциалом для будущего развития — это бизнес туризм и экологический туризм. Экологический туризм имеет большие перспективы для развития в Казахстане.
2. Туристы проявляют интерес к заповедным зонам Казахстана, развиваются новые формы организованного туризма: велосипедный, конный, водный.
3. Сегодня Казахстан предлагает специализированные, экстремальные туры, а также туры по Шелковому Пути в комбинации с другими странами.
4.В Казахстане есть красивые места для экотуризма. К примеру, Урочище Тамгалы, которое находится в 170 км к северу-западу от г. Алматы и располагается в юго-восточной части Чу-Илийских гор, простирающиеся с юга на север от Заилийского Алатау до оз. Балхаш и пустыни Бетпак-Дала.
Тезисный план

Статья о проблемах экотуризма в Казахстане
Рефлексия.
Стратегия «Древо ожиданий».На этапе рефлексии можно предложить ученикам высказаться и поделиться впечатлениями о своих ожиданиях на уроке, используя следующие речевые клише: Я узнал…; Я научился…; Я понял, что могу…; Мне понравилось…; Мне показалось сложным…

Раздел: Туризм. Экотуризм
Тема: Стихи В. Высоцкого о природе
Дата: Школа: ФИО учителя:
Класс: 10 Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения:
10.1.3 определять основную мысль текста, выявляя детали, подтверждающие её;
10.1.5оценивать высказывание с точки зрения правильности и уместности использованных языковых единиц;
10.2.3соблюдать речевыенормы,избегая нарушений лексической сочетаемости,использования слов в несвойственном значении;
10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей,в раскрытии основной мысли;
10.4.2 излагать сжато информацию прослушанного, прочитанного и/илиаудиовизуального текста, сохраняя основную мысль и выражаяличную оценку;
Цели урока: Все учащиеся смогут:
определять основную мысль текста, выявляя детали, цитаты;
соблюдать речевые нормы при чтении стихотворения;
Большинство учащихся смогут:
оценивать высказывание с точки зрения правильности и уместности использованных языковых единиц;
анализировать содержание стихотворения-песни, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств;
Некоторые учащиеся смогут:
излагатьсжато информацию прослушанного аудиовизуального текста, сохраняя основную мысль;
выражатьличную оценку в форме литературно-музыкальной композиции по творчеству поэта.
Языковая цель Полиязычие: понимание языковых особенностей художественных тропов: эпитет, сравнение, метафора.
Основные термины и словосочетания: туризм, экотуризм, пейзаж.
Привитие ценностей Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»,«Рухани жанғыру»; любви и бережного отношения к родному языку, литературе и культуре.
Межпредметные связи Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык, география, информатика.
Навыки использования ИКТ Использование интерактивной доски, аудиоприложения, видеопрезентаций, литературно-музыкальной композиции.
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Стратегия «Мне нравится, что ты … ».
Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока.
Стратегия «Собрать пазлы». Творческая лаборатория. Обсуждение статей, написанных учениками для СМИ о проблемах экотуризма в Казахстане на основе тезисного плана. Учебник.
Часть 1.

Хрестоматия.
Середина урока

Стратегия «РАФТ».
Литературный хронограф. Учителю необходимо рассказать о судьбе и творчестве поэта-песенника В. Высоцкого с использованием презентации.
Линия эмоций персонажа. Под руководством учителяпроанализируйте эмоциональную тональность стихотворения В. Высоцкого «Гимн морю и горам»по диаграмме.Дополните диаграмму цитатами из текста, отражающими чувства персонажа.

Стратегия «Собрать пазлы». Работа в группах.
Группа 1: Представьте себя в роли чтеца. Подготовьте выразительное чтение стихотворения Высоцкого для сценического выступления.
Группа 1: Представьте себя в роли актера. Выделите интонационно смысловые центры произведения, продумайте жестикуляцию.
Группа 1: Представьте себя в роли певца. Используйте возможности вашего голоса, варьируя темп, тембр, высоту, звучность голоса. Учебник.
Часть 1.
Хрестоматия.
Презентация

Диаграмма

Конец урока

Стратегия «РАФТ».
Содружество искусств. Прослушайте песню В. Высоцкого на стихи «Гимн морю и горам» в авторском исполнении. Какой вариант произведения – стихотворный или песенный вам понравился? Аргументируйте свой ответ. Подготовьтелитературно-музыкальную композицию на тему «Стихи и песни Владимира Высоцкого». Аудиоприложение
Рефлексия.
Стратегия «Собрать пазлы». На этом этапе уроке предлагается использовать метод «Дневник вдумчивого читателя», дающий возможность соотнести содер¬жание текста с личным опытом автора произведения и читателя. Дневник вдумчивого читателя

Раздел: Туризм. Экотуризм
Тема: Астана ЭКСПО-2017
Дата: Школа: ФИО учителя:
Класс: 10 Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения:
10.2.2 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом;
10.2.3соблюдать речевыенормы,избегая нарушений лексической сочетаемости,использования слов в несвойственном значении;
10.3.6извлекатьнеобходимую информацию из источников, определяя факт и мнение;
10.4.1 создавать тексты смешанных типов, тексты научного (научно-популярного подстиля) и публицистического стилей (статья, тезисы, интервью, пресс-релиз);
10.5.1использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия.
Цели урока Все учащиеся смогут:
пересказывать содержание текста ЭКСПО-2017, демонстрируя понимание проблематики и связывая с собственным опытом;
соблюдать речевыенормы,избегая нарушений лексической сочетаемости,использования слов в несвойственном значении;
Большинство учащихся смогут:
создать тексты смешанных типов, тексты публицистического стиля: интервью, пресс-релиз; событийный репортаж;
использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия.
Некоторые учащиеся смогут:
извлекатьнеобходимую информацию из источников, определяя факт и мнение по таксономии Блума.
Языковая цель Полиязычие:отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия в русском и казахском языках.
Основные термины и словосочетания: интервью, пресс-релиз, событийный репортаж.
Привитие ценностей Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле Стратегии «Казахстан – 2030», государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к родному языку, литературе и культуре.
Межпредметные связи Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык, география.
Навыки использования ИКТ Использование интерактивной доски, видеоматериалов, аудиоматериалов, материалов СМИ.
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
Организационный момент.
Приветствие. Создание коллаборативной среды.
Стратегия «Синонимы».
Найди синоним к слову …
Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока.
Стратегия «РАФТ».Содружество искусств. Выступление учеников с литературно-музыкальной композицией на тему «Стихи и песни Владимира Высоцкого» (10 мин). Учебник.
Часть 1.
Литературно-музыкальной композиция
Середина урока

Стратегия «Обновление информации». Консультация.Учитель объясняет языковой материал о публицистических жанрах, содержании, структуре, стилистических отличиях от художественного текста.
Репорта́ж – сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого является оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого.
Стратегия «Таксономия Блума». Прочитайте и проанализируйте текст по схеме – таксономия («лесенка») Блума. Письменно дайте ответы на поставленные вопросы. Ответы впишите в соотвествующие «уровни «лесенки» Блума.
Знание:Прочитайте репортаж о том, как иностранные туристы отзываются об ЭКСПО. К какому виду репортажа он относится? Почему?

Понимание:Прокомментируйте и оцените высказывание каждого из иностранных гостей. Почему иностранные туристы особо отмечают гостеприимство казахского народа? Задайте друг другу «толстые» и «тонкие» вопросы об обрядах и ритуалах гостеприимства казахского народа.

Применение:В казахском языке есть множество пословиц и поговорок, в которых запечатлена народная мудрость, поучающая уважать и почивать гостей. Например, қонағыңның алтынын алма, алғысын ал (букв. пусть твой гость оставит не золое свое, а свою благодарность). Какие казахские пословицы и поговорки о гостеприимстве вы знаете? Приведите примеры, прокомменируйте, какие жизненные ситуации они отражают. Передайте их смысл и значение на русском языке.

Создание:Составьте кластер с ключевым словом «ЭКСПО-2017».По материалам Интернета и СМИ изучите какие впечатления и ассоциации о Казахстане сложились у иностранных гостей, посетивших нашу стану и выставку ЭКСПО – 2017 в Астане.

Оценивание:Составьте и запишите синквейн на тему «Астана ЭКСПО – 2017».
Учебник.
Часть 1.

Материалы Интернета и СМИ

Конец урока

Стратегия «РАФТ».Творческая лаборатория
— Представьте, что вы журналист. Вам нужно подготовить событийный репортаж с места проведения какого-нибудь мероприятияв вашей школе.Подумайте, как вы построите свое сообщение, как вы создадите панораму действительности.
— Подготовьте фотографии, которые передают динамику происходивших событий. Опишите их для воссоздания картины действий.
— Слова какой части речи будут преобладать в вашем рассказе? По какому типу речи будет построен ваш текст. Обоснуйте свой ответ примерами. Фотографии
Рефлексия.
Стратегия ПОПС-формула. Сформулируйте ваше мнение о выставке ЭКСПО-2017, используя современный прием ПОПС-формулы:
Позиция – Я считаю, что ЭКСПО-2017…
Обоснование – Потому что…
Подтверждение – Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста
Следствие – Сформулируем вывод о том, что…

Раздел: Туризм. Экотуризм
Тема: Пейзажная лирика А.К. Толстого.
Дата: Школа: ФИО учителя:
Класс: 10 Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения:
10.2.3соблюдать речевыенормы,избегая нарушений лексической сочетаемости,использования слов в несвойственном значении;
10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;
10.4.1создавать тексты смешанных типов, тексты публицистического стиля (пресс-релиз);
10.4.3представлятьинформацию в виде несплошного текста, используя информацию двух текстов;
10.5.2использовать безличные конструкции, предложенияс обособленными второстепенными членами, сложные синтаксические конструкции
Цели урока:
Все учащиеся смогут:
владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение текста стихотворения;
соблюдать речевыенормы,избегая нарушений лексической сочетаемости,использования слов в несвойственном значении;
Большинство учащихся смогут:
представлятьинформацию в виде несплошного текста, используя информацию двух текстов в форме хронологического плана;
Некоторые учащиеся смогут:
использовать безличные конструкции, предложенияс обособленными второстепенными членами, сложные синтаксические конструкции.
Языковая цель Полиязычие: понимание смысла архаизмов, топонимов на русском, казахском, английском языках.
Основные термины и словосочетания: туризм, экотуризм, пейзаж.

Привитие ценностей Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле Стратегии «Казахстан – 2030», государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к природе, родному языку, литературе и культуре.
Межпредметные связи Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык.
Навыки использования ИКТ Использование интерактивной доски, видеоматериалов, презентации, толковых словарей русского языка
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока

Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Стратегия «Противоположности»
Камень твердый, а вата ? … (называет антоним)
Снегурочка добрая, а Баба-яга ? …. и т.д.
Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока.
Стратегия «РАФТ».Обсуждение событийных репортажей с места проведения какого-нибудь мероприятияв школе, подготовленного учениками. Учебник.
Часть 1.

Хрестоматия.
Середина урока

Стратегия «Лицензия на приобретение знаний».

Литературный хронограф. Учитель рассказывает о судьбе и творчестве А.К.Толстого, используя фотографии, презентации, портреты писателя.
Аналитическая статьяо природе Крыма, которая вдохновляла творческих людей. Трижды в Крыму побывал Алексей Константинович Толстой, лирический поэт, автор исторических баллад и былин, прозаик, драматург. Он написал один из лучших поэтических циклов «Крымские очерки», состоящий из четырнадцати стихотворений. Выразительное чтение стихотворения учителем и учениками, работа над интонированием текста.
Структурно-смысловая хронологическая таблица
Составьте хронологический планбиографической или аналитической статьи.Обратите внимание на имена и фамилии известных людей, упомянутых в статьях, запомните их.
История слова.Обратите внимание, что в стихотворении встречаются слова, значения которых вам могут быть понятны, но в современном языке они имеют другое правописание. Например, глагол блещут является устаревшей формой глагола блестеть. Такие слова-архаизмы были заимствованы из старославянского (церковнославянского) языка — языка древних славян,фонетическими признаками которого является употребление сочетания жд и звука щ на месте русских ж и ч: чуждый — чужой; невежда — невежа; нощь — ночь; свеща — свеча; сочетания ра, ла, ре, ле между согласными, соответствующие русским сочетаниям оро, оло, ере,оло: град — город, злато — золото, млеко — молоко, древо — дерево
Стратегия «Мозаика Джигсо». Работа над текстом в группах.
Группа 1: Замените следующие устаревшие формы слов из стихотворения синонимами, либо вариантами, правописание которых подчиняется правилам современной орфографии: окунувши, предо мной, ободрися, ожиданье, расстоянье.
Группа 2: Как вы понимаете значение образных выражений: сонный берег, окнунвши морду в море, добрый конь, косо смотрит Аюдаги др.
Группа 3: Опишите поэтический образ доброго коня. Какие ассоциации он вызывает? Почему в устном народном творчестве русского народа так притягательны образы доброго коня, доброго молодца и др.
Стратегия «Лицензия на приобретение знаний».Топонимы — это слова и словосочетания, обозначающие названия континентов и океанов, стран и географических областей, городов и улиц в них, рек и озер, природных объектов и садов. Происхождение и смысловое наполнение, исторические корни и изменение на протяжении веков произношения и написания названий географических объектов изучает специальная наука – топонимика. Учебник.
Часть 1.
Презентация, портрет, фотографии.

Конец урока
Стратегия «Лицензия на приобретение знаний».
Вглубь строки. Выпишите топонимы из биографической и аналитической статьи, текста стихотворения «Растянулся на просторе». Какие географические понятия обозначают эти топонимы? Существуют ли они в настоящее время на карте? Обратитесь за консультацией к учителю географии.

Рефлексия. Стратегия «Древо ожиданий».На этапе рефлексии можно предложить ученикам высказаться и поделиться впечатлениями об ожиданиях на уроке, используя следующие речевые клише:
Я узнал…; Я научился…; Я понял, что могу…; Мне понравилось…; Мне показалось сложным…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *