КТП КСП Всемирная История 10 класс Календарные планы Краткосрочные планы


Календарно-тематическое планирование по предмету «Всемирная история» для 10 класса ОГН по обновленному содержанию

Разделы Темы Кол-во часов Цели обучения
I четверть (16 ч.)
Раздел 1. Цивилизация: особенности развития
Подраздел 1.1.
Цивилизация: теории и подходы к изучению Понятие «цивилизация» 1 10.1.1.1 использовать термины «цивилизация», «тип цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений;
10.1.1.2 объяснять основные подходы к изучению понятия «цивилизация»
Раздел 1. Цивилизация: особенности развития
Подраздел 1.2. Классификация цивилизаций
Традиционный (аграрный) тип цивилизации: оседло-земледельческая, кочевая 1 10.1.2.1 объяснять особенности традиционного типа цивилизации;
10.1.2.2анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития
Индустриальный этап развития цивилизации
1 10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития;
10.1.2.3 объяснять особенности индустриального типа цивилизации
Постиндустриаль-ный этап развития цивилизации 2 10.1.2.4 объяснять особенности постиндустриального этапа развития цивилизации;
10.1.2.5 определять влияние информационных технологий на развитие современной цивилизации
Раздел 1. Цивилизация: особенности развития
Подраздел 1.3. История мировых цивилизаций
Цивилизации Древнего мира
1 10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития;
10.1.3.1 выявлять особенности древних цивилизаций на основе сравнительного анализа их характерных признаков;
10.1.3.2 определять влияние религиозных верований на развитие древних цивилизаций;
10.1.3.3 исследовать философские учениядревности о развитии общества и государства
Традиционные цивилизации Африки, Америки, Австралии и Океании 1 10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития;
10.1.3.4 выявлять особенности локальных цивилизаций на основе сравнительного анализа их характерных признаков;
10.1.3.2 определять влияние религиозных верований на развитие древних цивилизаций;
10.1.3.5 определять причины трансформации цивилизационных особенностей регионов

Раздел долгосрочного плана:
Школа:
Дата: ФИО учителя:
Класс:10 Количество присутствующих: Отсутствующих:
Тема урока Понятие «Цивилизация»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 10.1.1.1 — использовать термины «цивилизация», «тип цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений;
10.1.1.2 — объяснять основные подходы к изучению понятия «цивилизация»
Цель урока использовать термины «цивилизация», «тип цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений;
объяснять основные подходы к изучению понятия «цивилизация»
Критерии оценивания Знает понятии «Цивилизация», «Тип цивилизаций»
получат общее представление о понятиях «культура» и «цивилизация»,
смогут проанализировать собственный опыт, представление о том, что такое «культура», «цивилизация», соотношение этих понятий
Высказывает свое предположение о понятии «цивилизация
Языковые цели Учащиеся могут:
Работать в группах при проведении исследования и составлении записей по основным теориям цивилизаций, а затем, проводить устный отчет своих результатов перед классом (навыки чтения, письма, аудирования и устной речи)
Создавать глоссарий, дающий определения важным терминам
Привитие ценностей Учить уважению к национальным традициям, воспитание толерантности.
Межпредметные связи Тема урока связана с философией, религиоведением, социологией, политологией, историей Казахстана.
Навыки использования ИКТ Использование интернет ресурсов, планшеты, ноутбуки.
Предварительные знания Даннаятема урока строится на предыдущих знаниях по предмету «Всемирная история» и «история Казахстана» с древнейших времен по наши дни. Она помогает учащимся провести аналогии между путями развития человечества в прошлом и различными моделями современного мира.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока
5минут
Вопрос к классу:
Как вы думаете какую тему урока мы сегодня будем изучать?
Приветствие класса. Знакомство ЦО, КО.
Работа с терминами. Попросите учащихся познакомится с терминами и дать свое понимание данных определений. Цивилизация – это качественные особенности материальной, духовной и социальной жизни, свойственные определенным народам в определенный момент исторического развития
Тип цивилизаций — это процесс разделённый на определенные ряд культурно-исторических этапов, имеющих общие черты, элементы и закономерности развития.
Слайд 1-5

Середина урока
30минут Основные теории цивилизаций

Цивилизация как термин и как явление имеет свою историю. Появились слово civis (гражданин) и однокоренные с ним слова в Риме для обозначения и отличия городского жителя от сельского. Позже среди слов этой группы появляются значения, указывающие на принадлежность к городу.
Сравнивая это понятие с термином культура, можно прийти к выводу, что это несколько «жесткое» по содержанию явление, в существовании которого более значительную роль играют внешние факторы.
— Мы попробуем в ходе лекции разобраться, каковы основные отличия культуры от цивилизации. Как бы вы заполнили эту таблицу на данном этапе?
Что ж, давайте проверим наши предположения, порассуждаем.
В научный контекст слово цивилизация (как и культура) приходит в XVIII веке и долгое время употреблялось как тождественное. Слово цивилизация используется часто и для обозначения определенной ступени общественного развития (например, античная цивилизация). В марксистской литературе под «цивилизацией» понималась просто материальная культура.
Существенно новое в интерпретацию термина цивилизация внес О.Шпенглер, который трактовал его как характеристику состояния общества, которое достигло заключительной стадии развития и утратило способность к дальнейшему саморазвитию. Он определил цивилизацию как совокупность норм, правил, выработанных обществом и воспроизводимых в практической деятельности человеком, важнейших элементов быта, технических достижений, имеющих своей целью удовлетворение основных жизненных (преимущественно материальных), постоянно изменяющихся потребностей людей.
Цивилизация – это в определенном смысле упадок, деградация культуры, которая выражается не в физических, (материальных) разрушениях, а в выхолащивании из нее духовного начала.
Итак, цивилизация функциональна, она полезна, в то время как культура в целом бесполезна. Человек, как это ни печально, вполне может обойтись без слушания гениальной музыки, без чтения книг, но при этом он должен выполнять хотя бы элементарные требования гигиены, соблюдать, пусть минимум, правил общественного поведения.
Следующая характеристика цивилизации – это единство требований, предъявляемых ко всем членам общества, – а это усреднение, унификация, стандартизация. Чем в большей степени население данной страны подчиняется существующим в ней законам, тем выше здесь уровень цивилизованности.
Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина
В рамках этой теории цивилизация рассматривается как социокультурная общность, в которой доминирующая культура и ее ценности выступают в виде ядра, а по периферии от него располагаются инородные культурные образования со своей социальной организацией. Таким образом, цивилизация представляет собой не монолитное образование, а сложную социокультурную систему, развитие которой определяется как культурным ядром, так и процессами, происходящими на периферии. П. Сорокин полагал, что продукты цивилизаций и их базовые ценностные установки переходят в более поздние культурные системы. Это реальная жизнь цивилизаций, на основе обобщения истории которой можно построить определенную типологию. В ней в качестве основных, по мнению П.Сорокина, можно выделить 3 типа социокультурных суперсистем:
1 — чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения (примеры — поздняя античная культура периода упадка, современная П.Сорокину культура XX в.);
2 — идеационалъный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее (пример — позднее Средневековье);
3 — идеалистический тип (idealistic), представляющий синтез первых двух, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией (примеры — античная культура периода расцвета, Возрождение).

Задание 1 (20 минут)
Учащиеся делятся на группы, после чего им предоставляется раздаточный материал на основе которого онисоставляют кластерпо теме Понятие цивилизации. Основные типы цивилизационного развития.
Дескрипторы
Показать связи различных цивилизаций с закономерностями исторических процессов
Сделать выводы о влиянии цивилизаций на ход исторического развития человечества

Задание 2 (10 минут) Дебаты
Попросите учащихся в группах обсудить и дать своё понимание вопросов.
Какое будущее ожидает человеческую цивилизацию: единая или совокупность обособленных цивилизаций?
Какого мнения придерживаетесь вы по этой проблеме?
Дополнительное задание
Современный Казахстан, как вы думаете, к какой цивилизации относится (Запад, Восток)?
Работа в группе

1 группа — Теория культурно-исторических типов Я. Данилевского
2 группа — Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера
3 группа — Теория развития цивилизаций А. Тойнби
4 группа — Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина
Критерии оценивания:
• Представить основную идею автора по его теории
• Предположить культурно -исторический тип нашей страны отражается в исследуемой их теории.
(ФО) каждая группа представляет свои работу, и оценивают работы друг друга

Слайд 6
Приложение

Слайд 7

Конец урока
5минут
Рефлексия:
• Как можно использовать термины «цивилизация», «тип цивилизации»?
• По какой из рассмотренных теорий развивается история нашей страны?
• Что осталось для вас непонятным?
Слайд 8

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности
1) Задания даются на определённое время (скрытая дифференциация)
2) учащиеся с разным уровнем теоретической подготовки представляют свою точку зрения при ответе на вопросы;
3) заполняя кластер, учащиеся смогут ответить на большинство вопросов;
4) большинство учащихся смогут классифицировать цивилизации и цивилизационные подходы в изучении истории;
5) сильные ученики сами возьмут на себя роль учителя (во время игры «Дебаты»);
6) некоторые ученики смогут сделать обоснованные выводы самостоятельно о взаимозависимости и взаимовлиянии цивилизаций

ФО: учитель делает комментарии, корректирует ответы уч-ся, дает положительные отзывы на удачные ответы
Оценивание работы в группах смайликами:
Молодец
Хорошо
Старайся

Использование интерактивной доски и планшетов не более 20 минут
Физминутка:
Видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=x0GksFUDFQ4
Правила безопасности работы в мультимедийном кабинете
• Соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;
• Занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;
• Заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;
• Немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;
• Немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:

2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Раздел Школа:
Дата: Учитель:
Класс: 10 Количество
присутствующих: Количество
отсутствующих:
Тема урока Традиционный (аграрный) тип цивилизации оседло-земледельческая, кочевая
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 10.1.2.1 объяснять особенности традиционного типа цивилизации;
10.1.2.2анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития
Цели урока Выявлять особенности кочевой и оседло-земледельческой цивилизаций.
Сравнивать особенности кочевой и оседло-земледельческой цивилизаций, выявляя сходства и различия
Критерии оценивания Характеризует взаимосвязь между хозяйственной деятельностью и цивилизационным развитием
Исторический концепт Изменение и преемственность
Языковые цели На начальном этапе урока учащиеся будут устно формулировать определения ключевых понятий урока.
При заполнении сравнительной диаграммы будут характеризовать типы аграрного общества устно и письменно.
По завершении урока будут описывать влияние кочевой и оседло – земледельческой цивилизации на их жизнь устно и письменно.
Предметная лексика и терминология: кочевая цивилизация, номадизм, оседло-земледельческая цивилизация, кочевое скотоводство, материальная культура, духовная культура.
Полезные фразы для говорения и письма:
Я считаю, что оседло-земледельческая цивилизация…….
Я считаю, что кочевая цивилизация….
По — моему мнению, вклад………потому что……
Привитие ценностей Уважение культурных ценностей, гражданская позиция через выражение собственной точки зрения.
Использование ИКТ Учитель использует презентацию в формате PowerPoint.
Анализ и обработка текстовой информации, заполнение графических схем.
Межпредметные связи Социология
Предварительные знания
Учащиеся используют знания о признаках оседло — земледельческой и кочевой цивилизации из уроков истории Казахстана. Также учащиеся используют информацию, связанную со значением понятия «цивилизация», «традиционное общество».

Ход урока

Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
(5 минут)

(У) Организационный момент.
(К) Предложить учащимся изучить отрывок, характеризующий цивилизацию кочевников:
Цивилизация кочевников — стойбища, тропы, племенная солидарность, голод, расстояния, тесное общение с животными. Оседлым соседям они кажутся людьми жестокими, скрытными, бесчеловечными, у них нет веры, они носители мрачных адских культов. Это общество цивилизованный человек называл «варварским», а их народы — «варварами».
Отрывок из энциклопедии «Цивилизациум
Задать вопрос: Согласны ли Вы с тем, что оседлая цивилизация была более развитой, чем кочевая? Попросить учащихся объяснить свои ответы.
(У) Сообщить учащимся, что они будут изучать особенности типов традиционного общества (кочевая и оседло – земледельческая цивилизации).
Обсудить с классом цели и критерии оценивания. Слайды презентации

Отрывок из энциклопедии «Цивилизациум»

https://sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/kocevaa-civilizacia

Середина урока
(30 минут)
5 минут

12 минут

8 минут

5 минут (К) Активизация знаний.
Попросить учащихся ответить на вопрос:
Как вы можете объяснить значение понятий:
оседло — земледельческая и кочевая цивилизации?
Компоненты системы
«Кочевой» «Оседлый»
Характеристики компонентов системы
Политическая
организация — Потестарная (родоплеменная) орга¬низация населения
— Авторитарная власть лидеров потестарных объединений
— Широкая автономия потестарных объединений — Территориальная организация населения
— Назначаемость руководителей административных единиц
— Ограниченная автономия административных единиц либо полное ее отсутствие
Хозяйственно-
экономическая
характеристика — Полукочевое скотоводство с отельными элементами земледелия
— Домашние ремесла
— Оседлое земледелие
и скотоводство
— Товарное ремесло
— Торговля
Правовая система — Господство адата — обычного права
— Суд биев, выдвинутых в соответствии с их авторитетом
— Субъект права — община — Господство шариата — религиозного права
— Суд казиев, назначенных светским правителем
— Субъект права — индивид
Культурно-религиозная
характеристика — Господство устных форм литературы
— «Народная» суфийская традиция: баксы, культы покровителей домашних животных (Камбар-ата, Шопан-ата и другие) — Господство письменных форм литературы
— «Книжная» суфийская традиция: дервиши, суфии, культы святых (Йассави, Сатук-ата и друг

(П) (ф) Попросить учащихся изучить предложенный учителем источник и заполнить сравнительную диаграмму Эйлера-Венна.

Один учащийся изучает текст о кочевой цивилизации, другой об оседло-земледельческой. В ходе парной работы учащиеся определяют сходства и различия кочевой и оседло-земледельческой цивилизаций, согласно предложенным категориям (хозяйство, социальная структура, культура).
Организовать коллективное обсуждение результатов работы, предоставить устную обратную связь. Или дать возможность учащимся оценить свою работу в парах и друг друга, предоставив ответы.
Дескрипторы
Учащийся:
— Определяет 3-4 сходства и различия между кочевой и оседло — земледельческой цивилизациями в хозяйстве, социальной структуре, культурной сфере.
— В выводе приводит примеры взаимосвязи между хозяйственной деятельностью и образом жизни людей.
(И) (ф) Попросить учащихся обобщить полученные знания и написать краткий ответ на вопрос:
«Как достижения оседло-земледельческой и кочевой цивилизаций отражаются на:
а) моей жизни;
в) моей семье;
с) моей стране?»
Учащимся необходимо выбрать один из вариантов, привести соответствующие примеры, сделать логический вывод.
Дескрипторы
Учащийся:
— Выбирает один из вариантов вопроса (а, в, с);
— Приводит примеры достижений кочевой и оседло-земледельческой цивилизаций (по 1-2 примера);
— Делает логический вывод.

(К) Попросить отдельных учащихся выступить с результатами их работы. Отметить наиболее успешные работы, предоставить устную обратную связь. Слайды презентации

Кочевая цивилизация
https://svaslavia.ru/02/21/kochevaya-civilizaciya-i-ee-razvitie-vzaimodejstvie-kochevoj-i-osedloj-civilizacii/

Оседло-земледельческая цивилизация

Оседлая земледельческая культура Казахстана в V-XIII вв.

Конец урока
(5минут) (К)Подведение итогов урока.
Рефлексия урока «Синквейн».
Составьте синквейн к понятиям: оседло-земледельческая и кочевая цивилизации (1 на выбор).
В синквейне 5 строк:
1 строка – понятие (1 слово).
2 строка – прилагательное (2 слова)
3 строка – глаголы (3 слова)
4 строка – предложение (из 4-х слов)
5 строка – существительное (синоним ключевого понятия)

Дополнительно: прилагательные, глаголы должны характеризовать понятия, а предложение должно иметь смысловой характер. Слайды презентации
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Задания разработаны с учетом скрытой дифференциации. Более способные учащиеся будут оказывать поддержку менее способным во время работы в парах. Также при выполнении индивидуальной формы работы у учащихся будет возможность выбрать вариант задания с учетом собственных возможностей. Учитель оценивает ответы отдельных учащихся, предоставляя им устную или письменную обратную связь.
Опасности для здоровья и безопасности учащихся нет.
Физическая активность на уроке — учащиеся будут перемещаться во время урока в связи со сменой деятельности.
Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему?
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Предмет: Школа:
Дата: Имя учителя:
Класс: 10 класс Количество отсутствующих:
присутствующих:
Раздел 10А. Цивилизация: особенности развития
Тема урока №2: Индустриальный этап развития цивилизации

Цели обучения:
• 10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития
Цели урока:
• анализировать влияние индустриального развития на разные сферы жизни общества
Критерии оценивания: — анализирует влияние индустриального развития на разные сферы жизни общества
— делает выводы о взаимосвязи этапов цивилизационного развития общества.

Языковые цели: Предметный словарь и терминология
Учащиеся могут:
Работать в парах, группе при проведении исследования и составлении записей по вопросам промышленной революции, а затем, проводить устный отчет своих результатов перед классом (навыки чтения, письма, аудирования и устной речи)

Предметная лексика и терминология
индустриальное общество, индустриализация, урбанизация, правовое государство, гражданское общество,
Полезные устойчивые выражения для диалогов/ письма:
Из этого я могу сделать вывод, что…
Я считаю, что самым важным изобретением/открытием/ достижением было…, потому что…
Это послужило причиной улучшения/ухудшения…
Привитие ценностей: Прививать отношение к труду и творчеству, сотрудничеству; умение эффективно работать как в команде, так и индивидуально;
Предыдущее обучение: Знания учащихся о традиционной системе
Межпредметные связи Связь с экономикой
Ходурока
Запланированныесроки Запланированные мероприятия (замените содержимое колонок на запланированные мероприятия) Ресурсы
Начало урока
5 мин
1.Организационный момент.Приветствие. Деление на группы.
2. Актуализация знаний учащихся.
Показ видео (1.40)
Вопрос:
— Что являлось отличительной особенностью индустриального общества?
— Перечислите государства, выделившиеся в конце 19 в.по уровню экономического развития? Что являлось движущей силой в развитии ведущих стран? (модернизация)
Подведение к теме и целям урока. Презентация

Середина урока
10 мин

10 мин

5 мин

5 мин

Буржуазные революции разрушили многие феодальные порядки и обеспечили быстрое развитие производства. Однако развитие экономики столь быстрыми темпами было невозможно без использования достижений науки и техники. К началу XIX в. была накоплена огромная сумма знаний в различных областях науки.
Постоянно происходили радикальные открытия в науке. Устанавливается прочная взаимосвязь науки и техники, стимулирующих развитие друг друга. Результатом этой связи, научно-технической деятельности математиков, физиков, химиков, механиков, конструкторов, экспериментаторов в конце XVIII-XIX вв. стали выдающиеся изобретения в технике и технологии, имевшие исключительное значение в производстве.
Изобретением, имевшим огромное значение, был паровоз «Ракета» С. Стефенсона (1781-1848), развивающий скорость до 50 км/ч и положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта. Ученые А. Вольта (1745-1827), Г.Дэви (1778-1829), М.Фарадей (1791-1867) заложили основы для применения электричества, нового вида энергии, которая нашла быстрое использование в различных технических областях в последней трети XIX в.: в промышленности, в передаче на расстояние буквенно-цифровых сообщений телеграфной связи; электричество стало использоваться для освещения помещений, улиц (дуговое освещение, лампа накаливания), на транспорте (трамвай), в быту и т.д. Оно позволило строить фабрики и заводы за чертой города, что изменило облик городов.
Во второй половине XIX в. резко возросло значение нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение А. Белла (1847-1922) – телефон уже через несколько лет получил распространение во всех развитых странах мира.
Научные открытия и технические достижения вызвали к жизни новые отрасли производства – химическую, электротехническую и др. Зарождается вычислительная техника, автоматизация, производство искусственных материалов, используются свойства атома. Эти достижения во многом явились основой производства уже XX в.
По сравнению с предыдущим периодом темп изменений становится очень быстрым, резко сокращаются сроки открытий в области науки и техники до внедрения их в производстве. Машинная индустрия требует непрерывного технологического обновления.
Таким образом, достижения науки и техники в конце XVIII-XIX вв. были грандиозными, они означали переход к новому, второму этапу научно-технического прогресса, охватывающему период с XIX в. до середины XX в., этапу, являющемуся основой индустриальной цивилизации.
Технические изобретения и применение их в производстве положили начало промышленному перевороту, его родиной в 60-70-х гг. XVIII в. стала Англия. Промышленный переворот представляет собой систему экономических, технико-технологических и социально-политических изменений, обеспечивающих переход от основанного на ручном труде мануфактурного производства к машинному.
Завершающим этапом промышленного переворота было создание машиностроения – производства машин машинами. Предпосылками промышленного переворота послужили: накопление капитала благодаря мануфактурному производству; рынок рабочей силы; спрос на промышленное производство (емкость внутреннего рынка); политика протекционизма.
Промышленный переворот общеисторический, закономерный этап в становлении и развитии капиталистического строя. Этот этап был достигнут и пройден различными странами Европы, Северной Америки и Японией в основном в течение XIX в.
Рост промышленного производства и рыночных связей обусловили необходимость совершенствования средств транспорта и развития путей сообщения. 15 сентября 1830 г. началось железнодорожное движение между промышленными городами Манчестером и Ливерпулем.
С начала XIX в. наладилось использование в машиностроении токарных станков, гидравлических прессов, механических молотов и т. д. В 20-30-х гг. выпуск машин производился уже в основном машинным способом. Механизация производства создала условия для перехода от простой кооперации к комплексу машин, что является признаком перехода к господству крупной машинной индустрии.
Задание 1. Используя тематический материал, проведите исследование становления индустриального общества в определенной стране с разными экономическими системами. По завершению исследования заполните график жизни индустриального общества: на оси Х показать периоды и страны, на оси У – критерии по 5-балльной системе.
1 группа:Россия
2 группа: Германия
3 группа: США
Презентация групп. Взаимооценивание по критериям оценивания:
1. Развитие науки и техники
2. Урбанизация
3. Уровень жизни
4. Развитие демократии
5. Социальные изменения
Вопросы: Как происходило становление индустриального общества в Казахстане?
Какие изменения в развитии Казахстана произошли в результате индустриализации?

( Задание 2. Напишите краткое эссе в форме ПОПС на тему: «Индустриальное общество способствовало прогрессу в мировой цивилизации.
Заслушать несколько эссе, обобщение и выводы.
Работа в парах
Задание 1: Используя знания с прошлых курсов истории и термины, составьте кластер по описанию процесса становления индустриального общества.
1 группа — технологизацияпроизводства, буржуазия, изменение форм организации производства.
2 группа – рабочий класс, новые материалы и источники энергии, общественное разделение труда.
3 группа – урбанизация, тяжелая промышленность, производительность труда
Защита работ группами.
Взаимооценивание по критериям:
— информативность;
— логичность и последовательность
Задание 2:По материалам видео заполните основные черты индустриальной цивилизации в таблицу.
Показ фрагмента видеоресурса«Промышленный переворот и становление индустриального общества» (видео из колонки ресурсов, с 6-й минуты).
Обмен мнениями в парах.
Заслушать несколько учащихся.
) Вопросы:
— Каковы причины перехода к индустриальному периоду развития общества?
— Назовите особенности индустриального общества?
— Какое значение имел данный период для развития мировой цивилизации?
Напишите выводы.
Вернуться к теме урока: Индустриальный этап развития цивилизации.
Заслушать несколько ответов учащихся Презентация на тему: Экономическое развитие России в начале XX века
http://ppt4web.ru/istorija/ehkonomicheskoe-razvitie-rossii-v-nachale-veka4.html

Мировой опыт механизмов развития
http://900igr.net/prezentatsii/ekonomika/Razvitie-ekonomiki-strany/Razvitie-ekonomiki-strany.html

Развитие общества. Видеоурок
https://videouroki.net/blog/razvitie-obshchestva.html

Конец урока
5 мин Рефлексия с использованием стратегии «Неоконченные предложения»
Обобщение учителем ответов учеников, обратная связь учителя.
Дополнительная информация
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся? Метапредметные связи
Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ
Связи с ценностями (воспитательный элемент)
Размышления:
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Что учащиеся выучили сегодня?
Какая атмосфера царила в классе?
Сработало ли дифференциация, проводимая мной? Уложился(лась) ли я в сроки?
Какие отступления были от плана урока и почему?
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?
1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?
1:

2:

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *