Обновленка Русская литература 8 класс для русской школы КСП краткосрочный план по новой обновленной программе на 2018-2019 учебный год


Раздел долгосрочного плана:
8.1 Дети и взрослые Школа:

Дата: ФИО учителя:
Класс: Количество присутствующих:
Отсутствующих:
Тема урока В. Распутина «Уроки французского»
Цели урока: Все учащиеся научатся: понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/фрагментов, определяя их сюжетную линию и настроение стихотворения
Большинство учащихся научатся: формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни. Употреблять в речи причастные обороты
Некоторые учащиеся научатся: анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства
Критерии успеха: Понимает содержание прозаического произведения, фрагмента, определяя их сюжетную линию
Формулирует проблемные вопросы по тексту, отвечает на вопросы, приводя аргументы
Связывает информацию из текста с другими фактами из реальной жизни
Анализирует содержание художественных произведений
Умеет употреблять причастные обороты
Языковые цели: Ключевые слова: профессия, урок, учитель, ценности, французский язык
Слова для выражения мысли: «После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял…»
Привитие ценностей: Нравственные ценности: доброта, сострадание, ответственность, упорство
Воспитание глобальной гражданственности: Изучение классики русской литературы, уроки жизни для молодого поколения
Навыки использования ИКТ: Презентация, онлайн-словари, видеофильмы, онлайн-тесты
Аутентичность обучения: Обучение на протяжении всей жизни
Межпредметные связи: «Самопознание», «Русская литература», «География»
Предварительные знания: Это 7-8 уроки этого раздела. Учащиеся продолжат изучать особенности мира профессий. Продолжат анализировать и сопоставлять информацию, развивать навыки групповой работы.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
1 урок
Начало урока
6 мин

Середина урока
7 мин

5 минут

8 минут

3 минуты

5 минут

5 минут Активити
«Давай поговорим» диалог в парах, ролевое участие
Ф. Взаимооценивание. Обратная связь «Ты молодец, потому что…, обрати внимание на …»
Просмотр фрагмента урока французского языка. На каком языке общаются дети? Какой язык они изучают? Правильно, это уроки французского языка.
Объявление темы, цели, критериев урока
Предтекстовая работа. Составить кластер «Самостоятельный человек», «Франция»
Критерий. Составляет кластер
Дескрипторы
Представляет в форме кластера
Использует не менее 5 слов/ словосочетаний
Время 3 минуты
1. Что значит быть самостоятельным человеком?
(Отвечать за свои поступки;
Принимать решения;
Брать на себя ответственность;
Не перекладывать проблемы на других; Уметь проявлять инициативу)
2. Как вы думаете, во сколько лет человек становится самостоятельным?
3. Главный герой младше или старше вас? (11 лет)
4. Какой год описывается в произведении? (1948 год)
5. Что вы знаете о Франции? Что является символом Франции?

Для расширения кругозора обучающихся предлагается просмотр фрагмента из фильма «Франция»

Работа с текстом. Деление на группы «Байтерек», «Эйфелева башня», «Кремлевская башня».

Работа в группах.
1 группа – найти в тексте информацию, подтверждающую самостоятельность героя
2 группа – найти описание, показывающее жизнь людей в эти годы
3 группа – словарная работа (онлайн – словарь)
Найти и дать объяснение слов или подобрать синонимы к словам, или нарисовать, изобразить: «райцентр, квартировать, полуторка, узел с постелью, глазки проросшей картошки, овес, рожь, неказистая, облигации»
Критерий. Находят нужную информацию
Дескрипторы
1. Работает с текстом
2. Работает в команде
3. Информацию оформляет в кластер
4. Пишет кратко, аккуратно, без ошибок
5. Защита 1 участником (не более 2-х мин)
Защита работ
ФО. Взаимооценивание.
Какие профессии встречаются в произведении? (шофер, учитель)
Образуйте форму множественного числа этих слов (шофёры, учителя)
(Помним, что в русском языке ё всегда ударная)
Директор школы – это тоже профессия?
Задание для группам Составить 1 предложение с причастным оборотом

1 группа
Проблема тяжелого детства и взаимоотношений в семье старших и младших (Руководитель группы распределяет вопросы, напечатанные на карточках, среди участников)
Задание: найдите эпизоды и прочитайте о том:
— Как жилось мальчику в семье? Выделите ключевые слова.
— Как относился герой к младшим детям и к матери?
Вывод: жили плохо, ведро картошки- целое богатство, мальчик как мог заботился о младших детях в семье, был очень способным, стремился к знаниям, и несмотря на голод, бедность мать отправила сына учиться в райцентр, понимая важность образования. Она шла на большие жертвы ради детей, и сын понимал это и был благодарен, не хотел расстраивать мать. Тяжелое детство только закалило характер мальчика)

— Война закончилась 3 года назад, и стране нужны были образованные люди. Как автор изображает процесс обучения героя и его ответственность перед обществом?

2 группа

Проблема ответственности перед обществом и проблема образования
Задание:
А) Найдите в тексте ответ на вопрос: « Почему герой не вернулся с матерью в родную деревню? Выделите ключевые слова к относился герой к младшим детям и к матери?
Б) Проследите по тексту, как мальчик учился, его отношение к школьным занятиям
В) Как автор описывает процесс обучения и успехи героя?
Вывод: мальчик чувствовал свою ответственность перед обществом, которое отправило его учиться, и ему было стыдно возвращаться назад, не выполнив наказ односельчан. Учился хорошо, но не ладилось сфранцузским, из-за деревенского произношения, он не понимал, почему Л.М. решила с ним заниматься, а другие в это время свободно гуляли, ему было тяжело заниматься, но постепенно появились успехи. Мальчик относится к учению ответственно: не может прийти в школу с невыученными уроками, не может пропустить занятия. Со временем ему стали нравиться занятия, и он забегал вперед, изучая новый материал.
3 группа
Проблема одиночества и взаимоотношений со сверстниками.
Задание:
А) Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором говорится об одиночестве главного героя.
Б) Найдите в тексте ответ на вопрос: почему мальчик начал играть на деньги?
В) Прочитайте эпизод со слов: «Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя … и до слов «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». Сделайте вывод, как герой вел себя во время драки и какой жизненный урок получил? Выпишите ключевые слова .
Вывод: мальчик был одинок, он не знал другого способа, как заработать на молоко. Дети вдали от глаз взрослых играли на деньги, прав был тот, кто сильнее, никто за героя не заступился, но он упрямо стоял на своем. Он расчетлив в игре, играет только понеобходимости. Ведет себя с достоинством, упасть для него- является позором. Он смирился при невозможности доказать правоту, но от обиды внутри у него все затвердело. Он чувствовал себя несчастным.
— В такие моменты человек может сломаться, особенно ребенок. Кто же поддержал мальчика, укрепил в нем веру в добро и доброту?
4 группа
Проблема духовной памяти
Задание:
А) Найдите и прочитайте отрывок, в котором дается описание учительницы. Что поражает героя в ее внешнем и внутреннем облике?
Б) Ответьте на вопрос, используя цитаты из текста: Что сделала для своего ученика Лидия Михайловна? Почему он запомнил ее навсегда?
Вывод: Учительница поражает своим внутренней красотой: вниманием к детям, материнской заботливостью, отсутствием жесткости. Л.М. пыталась помочь своему способному ученику, но убедившись, что все бесполезно, пошла на «преступление». Бескорыстие, доброта, желание помочь укрепили в герое веру в добро, в трудный период жизни Л.М. поддержала его, не дала укорениться в нем обиде на сверстников. Она пожертвовала своей работой ради того, чтобы герой продолжил учебу, и всю вину взяла на себя. Чувство благодарности не позволило мальчику забыть этот поступок учительницы.
— Как повлияли эти события на характер главного героя?
Проблема формирования характера.
Задание:
А) Какие качества характера проявляет герой в эпизоде с посылкой?
Б) Проанализируйте содержание отрывка и сделайте вывод : как изменился характер героя?
Вывод: герой упрямо не хотел принимать помощь учительницы, он стеснялся и боялся садиться с ней за стол, из гордости не принимает посылку, в герое просыпается чувство собственного достоинства, ему присущи душевная чистота, честность, появляется уверенность в себе, смелость. Испытывает чувство глубокой благодарности к учительнице.
— Итак, подведем итоги: заполняем Дерево Души. На Дереве Души нужно выращивать только красивые плоды, заполните дерево теми качествами, которые необходимы человеку (Доброта, достоинство, благодарность, ответственность, честность, благородство)
Критерий. Составляет простое осложненное предложение
Дескриптор
Использует 1 слово во множественном числе
Использует причастный оборот
Правильно расставляет знаки препинания
Пишет без ошибок
ФО. Наблюдения учителя
Работа в паре. Прочитайте отрывок. Составить профессиональную характеристику Лидии Михайловны
Критерий. Умеют анализировать полученную информацию
Дескриптор
Выписывают слова/словосочетания, которые помогают раскрыть образ Лидии Михайловны (не менее 8)
Умеют использовать слова для анализа
Составляют профессиональную характеристику Лидии Михайловны
Формы
1 группа — кластер
2 группа — пирамида
3 группа – таблица

Профессиональные качества Моральные качества

(классный руководитель, интересовалась больше других учителей, внимательно осматривала каждого, делая обязательные для исполнения замечания, спросила, спокойный, безразличный тон, подождала)

(Это был внимательный и требовательный учитель, ей небезразлична судьба учеников, терпеливый, с чувством юмора и т.д.)

ФО. Взаимопроверка
Выполнение теста из 10 вопросов в разделе «Человек среди людей» по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»

Рефлексия:
У меня получилось
Есть трудности с …, чтобы их устранить я сделаю 2 шага:

А-3
Тексты произведения, конспект содержания

iTest→ предмет → русская литература → Человек среди людей → В.Г.Распутин «Уроки французского» → конспект
https://www.itest.kz/ru/lekciya_v_g_rasputin_uroki_franczuzskogo_ru

Словари, компьютер

BilimLand→ курсы → видеоколлекция → телевизионные программы → Всезнайка → Франция
Ссылка:https://bilimland.kz/ru/content/structure/1604-education_movies#lesson=18730

Лист взаимооценивания

Отрывок из текста «Прикрывая глаз рукой..» до «После уроков останешься»

А-3

Раздаточный материал

Листы для рефлексии

iTest→Предмет → русская литература → Человек среди людей → тест по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»
https://itest.kz/ru/russkaya-literatura.

разноцветные стикеры
Домашнее задание

1 минута Составить линию сравнения 3 профессий
Критерий. Составляет несплошной текст
Дескрипторы
Сравнивает не менее 3-х профессий
Использует не менее 4 параметров для сравнения
Пишет без ошибок
Почерк аккуратный, разборчивый
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Распределение ролей в группе, участие в оценивании в качестве экспертов, сменные группы и пары Все виды оценивания Класс готов к проведению урока, смена групп позволяет проводитьфизразгрузки во время урока.
Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему?
Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Раздел долгосрочного плана:
8.1 Дети и взрослые Школа:

Дата: ФИО учителя:
Класс: Количество присутствующих:
Отсутствующих:
Тема урока В. Распутина «Уроки французского»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию
8.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм.
Цели урока Учащиеся могут:
• критически осмысливать прочитанное произведение;
• определять литературное направление прочитанного произведения.
Языковые цели
Учащиеся могут:
1) активно использовать в собственных высказываниях термины «прототип», «автобиографизм»;
2) устно обсуждать в группах вопросы по теме урока;
3) строить развернутое монологическое высказывание, отражающее результаты обсуждения.

Лексика и терминология, специфичная для предмета:
благородство, самоотверженность, честь, урок, этика, нравственность, гуманизм, прототип, автобиографизм.
Привитие ценностей

Привитие ценностей осуществляется посредством работы в команде, поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся.Прислушиваясь к мнению другого, учащийся воспитывает в себе толерантное отношение к другим учащимся класса.
Межпредметные связи Связь с русским языком при толковании таких слов, как «благородство», «самоотверженность» и др.
Связь с самопознанием, когда анализируются поступки героев рассказа.
Предварительные знания
Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через групповую работу, в процессе которой учащиеся создают кластер, готовят глоссарий, принимают участие в диалогической беседе, анализируя тему и идею произведения и делясь первичным восприятием произведения.
Ход урока

Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
0-8

8-10 1. Вызов. Прием «Дерево предсказаний». Учащимся демонстрируется один из ключевых фрагментов из фильма «Уроки французского». В парах учащиеся строят дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок и развития действия.

Дифференциация: по желанию учителя может выступить заранее подготовленный ученик, кратко рассказать о писателе, сделав акцент на творчестве и общественной деятельности.

2. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока:
• давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты;
• определять значение терминов «автобиографизм», «прототип». https://www.youtube.com/watch?v=HdKvdb8af7o
Эпизод из фильма Уроки французского (посылка)

Рассказ
В. Распутина «Уроки фран-цузского», презентация.

Середина урока
10-25

25-30

30-37

. Работа в группах
О том, насколько внимательно вы читали первую часть рассказа, нам станет известно после работы над кроссвордом. Все слова, являющиеся ответами на кроссворд, вам встретились в рассмотренном нами фрагменте рассказа. Каждая группа (ряд) получает кроссворд и заполняет его.
Вопросы:
1. Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны.
2. Злак для выпечки хлеба.
3. Добавка к картошке жителей деревни весной.
4. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль.
5. Имя шофера.
6. Крестьянское поселение.
7. Центр административного района.
8. Основной продукт питания семьи главного героя рассказа.
9. Прозвище, данное герою в деревне.

— Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их. («Чтобы учиться дальше…. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь » с.133; «И мать, наперекор всем несчастьям…ждут меня, голубчика, на новом месте» с.134).
-Какие же это испытания? (Разлука с домом, с матерью, тоска по дому, постоянный голод, отсутствие друзей, страдания от одиночества)
-Всякий ли ребёнок может выдержать такое?
-Почему наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует продукты? Найдите ответ в тексте. («Кто потаскивал – тётя Надя ли… если она услышит правду» с.135-136; Мальчик наделён чувством собственного достоинства. Он не может оскорбить подозрением другого человека.)
-Найдите отрывок на с.135 «Мать, приехавшая в конце сентября…» Прочитайте его и ответьте на вопросы: легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери? (Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.)
— Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю.
Работа в группах..
I группа — «Литераторы» (рассказывают о прототипе Лидии Михайловны и истории создания рассказа).
Критерий:анализирует содержание рассказа.
Дескрипторы:
1. Находит дополнительную информацию обистории создания рассказа.
2. Соотносит полученную информацию с тематикой и проблематикой рассказа.
3. Приводит примеры из текста.

IIгруппа — «Исследователи» (составляют кластер «Герои рассказа». Первые впечатления о характерах образов-персонажей»).
Критерий: анализирует содержание рассказа.
Дескрипторы:
1. Выражает первое впечатление о герое.
2. Демонстрирует понимание образа.
3. Приводит примеры из текста.

IIIгруппа — «Языковеды» (дают толкование словам «благородство», «самоотверженность», «честь», «урок», «этика», «нравственность, «гуманизм», «прототип», «автобиографизм» и создают к ним образы-символы; находят в тексте фрагменты, которые раскрывают смысл того или иного термина).
Критерий: анализирует содержание рассказа.
Дескрипторы:
1. Дает толкование ключевым словам урока и терминам.
2. Создает образы-символы к ключевым словам урока.
3. Находит в тексте фрагменты, раскрывающие смысл ключевых слов урока.
Г
Спикеры от групп презентуют работу.
Ф взаимооценивание.

4. Определение литературного термина.
Учащиеся, опираясь на выступления групп, дают определение термину «автобиографизм», «прототип».
Критерий:определяет жанровые и стилистические особенности текста
Дескрипторы:
1 Дает определение термину «автобиографизм».
2. Определяет значение термина «прототип».
3.Приводит примеры из текста.
И,В
Ф комментарий одноклассника.
5. Диалогическая беседа.
Учитель проводит диалогическую беседу, которая способствует развитию способности критически мыслить, решать сложные проблемные вопросы на основе анализа, взвешивать мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях.
— С какой целью автор взялся за создание рассказа «Уроки французского»?
— Лидия Михайловна отказывалась признать себя единственным прототипом героини и утверждала, что это собирательный образ. Как вы думаете, почему?
— Вам не кажется, что через много лет Лидия Михайловна, отказываясь принять благодарность писателя, повела себя так же, как её ученик когда-то в детстве? Какой поступок героя я имею в виду?
— О чём, по-вашему, говорит сходство поступков ученика и учительницы?

Критерий: критически осмысливает произведение.
Дескрипторы:
1. Отвечает на вопросы по содержанию текста.
2. Выражает собственное мнение.
3. Подтверждает мнение, используя цитаты.
К
Ф короткая обратная связь. http://slovar.lib.ru/dict.htm
словарь литературоведческих терминов

https://edu.tatar.ru/laishevo/tashkirmen/sch/page685019.htm
разработка урока
Конец урока
37-40
Заключительный этап.
Рефлексия:
— что узнал, чему научился
— что осталось непонятным
— над чем необходимо работать
Домашнее задание:
Стикеры
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как
Вы планируете
проверить
уровень усвоения
материала
учащихся? Здоровье и соблюдение техники безопасности

На этапе восприятия новых знанийучащиеся делятся на свое усмотрение, выбирая подходящий для них уровень воспроизведения учебной информации: знания (определение значений новых слов и терминов), понимания и применения (созданиекластера, глоссария), анализа (анализа поступков героев рассказа). На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации. На этапе закрепления менее способным учащимся предлагаются различные подмостки. Формативное оценивание ранее полученных знаний по цели8.1.1.1 — понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм.Диагностическое оценивание на этапе вызова с определением зоны ближайшего развития. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям. Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление кластеров, глоссария, рассказа о послевоенном времени).

Раздел долгосрочного плана:
8.1 Дети и взрослые Школа:

Дата: ФИО учителя:
Класс: Количество присутствующих:
Отсутствующих:
Тема урока В. Распутина «Уроки французского»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию
8.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм.
Цели урока
Учащиеся могут:
• критически осмысливать прочитанное произведение;
• определять литературное направление прочитанного произведения.
Языковые цели
Учащиеся могут:
4) активно использовать в собственных высказываниях термины «прототип», «автобиографизм»;
5) устно обсуждать в группах вопросы по теме урока;
6) строить развернутое монологическое высказывание, отражающее результаты обсуждения.

Лексика и терминология, специфичная для предмета:
благородство, самоотверженность, честь, урок, этика, нравственность, гуманизм, прототип, автобиографизм.
Привитие ценностей

Привитие ценностей осуществляется посредством работы в команде, поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся.Прислушиваясь к мнению другого, учащийся воспитывает в себе толерантное отношение к другим учащимся класса.
Межпредметные связи Связь с историей, когда рассказывается о послевоенном времени, которое описывается в рассказе.
Связь с русским языком при толковании таких слов, как «благородство», «самоотверженность» и др.
Связь с самопознанием, когда анализируются поступки героев рассказа.
Предварительные знания
Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через групповую работу, в процессе которой учащиеся создают кластер, готовят глоссарий, принимают участие в диалогической беседе, анализируя тему и идею произведения и делясь первичным восприятием произведения.
Ход урока

Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
0-5

5-7 1. Вызов. Цель этапа урока «Вызов» заключается не только вактуализации знаний, но и в положительной мотивации, формировании интереса.

Учитель предлагает рассмотреть картинки под фотографией и определить их взаимосвязь с темой урока. Учащиеся отвечают на вопросы:
— Какие чувства они вызывают у вас?
— Подумайте, какая связь между фотографией и картинками?
Учительможет предложить выступить заранее подготовленному ученику, который кратко расскажет о писателе и А.П. Вампиловой, которой В. Распутин посвятил произведение.

2. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока:
• давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты;
• определять литературное направление прочитанного произведения. Рассказ
В. Распутина «Уроки фран-цузского», презентация.

Середина урока
7-17

17-23

23-33

3. Работа в группах. Учащиеся делятся на три группы.
I группа — «Историки» (рассказывают о послевоенном времени, карточной системе снабжения продуктами; о том, как жила семья главного героя).
Критерий:анализирует содержание рассказа.
Дескрипторы:
1. Находит дополнительную информацию о послевоенном времени.
2. Соотносит полученную информацию с тематикой и проблематикой рассказа.
3. Приводит примеры из текста.

IIгруппа — «Критики» (составляют кластер «Герои рассказа. Первые впечатления о характерах образов-персонажей»).
Критерий: анализирует содержание рассказа.
Дескрипторы:
1. Выражает первое впечатление о герое.
2. Демонстрирует понимание образа.
3. Приводит примеры из текста.

IIIгруппа — «Литературоведы» (готовят глоссарий к уроку, дают толкование словам «благородство», «самоотверженность», «честь», «урок», «этика», «нравственность, «гуманизм», «прототип», «автобиографизм»; находят в тексте фрагменты, которые раскрывают смысл того или иного термина).
Критерий: анализирует содержание рассказа.
Дескрипторы:
1. Дает толкование ключевым словам урока и терминам.
2. Находит в тексте фрагменты, раскрывающие смысл ключевых слов урока.
3. Оформляет свои наблюдение в форме глоссария.
Г
Спикеры от групп презентуют работу.
Ф взаимооценивание.

4. Определение литературного направления
Учащиеся, опираясь на выступления групп, определяют литературное направление произведения и жанр, аргументируют свой ответ.
Критерий:определяет жанровые и стилистические особенности текста
Дескрипторы:
1.Определяет жанр прочитанного произведения.
2. Определяет литературное направление.
3. Аргументирует собственную позицию, опираясь на текст.
И,В
Ф комментарий одноклассника.
5. Диалогическая беседа.
Учитель проводит диалогическую беседу, которая способствует развитию способности критически мыслить, решать сложные проблемные вопросы на основе анализа, взвешивать мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях.
— Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения, предисловия?
— Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?
-Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?
-Почему он перестал бояться французского языка?
-Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»?
-Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?
-Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?
-Все ли герои рассказа добры и благородны?
Критерий: критически осмысливает произведение.
Дескрипторы:
1. Отвечает на вопросы по содержанию текста.
2. Выражает собственное мнение.
3. Подтверждает мнение, используя цитаты.
К
Ф короткая обратная связь. https://e-koncept.ru/2014/54476.htm
Карточная система снабжения различных категорий населения СССР в 1928 -1934 годах

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5
определение термина «реализм»
http://slovar.lib.ru/dict.htm
словарь литературоведческих терминов

https://edu.tatar.ru/laishevo/tashkirmen/sch/page685019.htm
разработка урока
Конец урока
33-40 6. Рефлексия.В конце урока проводится самооценивание, используется прием «Закончи предложение»:
Сегодняшний урок был посвящен…
Нашей основной задачей было …
Автор учит нас тому, что …
Сегодня на уроке я понял, что …
Мне захотелось прочесть…
После сегодняшнего урока я обязательно сделаю…

Фсамооценивание. Стикеры
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как
Вы планируете
проверить
уровень усвоения
материала
учащихся? Здоровье и соблюдение техники безопасности

На этапе восприятия новых знанийучащиеся делятся на свое усмотрение, выбирая подходящий для них уровень воспроизведения учебной информации: знания (определение значений новых слов и терминов), понимания и применения (создание кластера, глоссария), анализа (анализа поступков героев рассказа). На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации. На этапе закрепления менее способным учащимся предлагаются различные подмостки. Формативное оценивание ранее полученных знаний по цели8.1.1.1 — понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм.Диагностическое оценивание на этапе вызова с определением зоны ближайшего развития. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям. Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление кластеров, глоссария, рассказа о послевоенном времени).

Раздел долгосрочного плана:
8.7 Дети и взрослые Школа:

Дата: ФИО учителя:
Класс: Количество присутствующих:
Отсутствующих:
Тема урока Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 8.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов.
8.1.6.1. даватьаргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты.
Цели урока Учащиеся могут:
• определять особенности композиции повести;
• отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста.
Языковые цели
Использование учащимися всех четырех языковых навыков в различных комбинациях.
Вовлечение учащихся в диалог-дискуссию.
Привитие ценностей

Привитие ценностей осуществляется посредством работы в команде, поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся.Прислушиваясь к мнению другого, учащийся воспитывает в себе толерантное отношение к другим учащимся класса.
Межпредметные связи Связь с самопознанием, когда анализируются поступки героев рассказа и смысл названия произведения.
Связь с русским языком при использовании четырех языковых навыков в различных комбинациях.
Связь с историей при подготовке исторической справки о жизни киргизского народа до революции.
Предварительные знания
Это первый урок при изучении повести Ч. Айтматова «Первый учитель». Активизация знаний осуществляется через работу в парах и группах, в процессе которой учащиеся находят дополнительную информацию о жизни и творчестве Ч. Айтматова.Также учащиеся, опираясь на полученные ранее знания, будут выделять композиционные элементы в повести «Первый учитель».
Ход урока

Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
0-8

8-10 1. Стартер.
Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены герои произведений Ч. Айтматова. Учащиеся будут письменно отвечать на вопрос: Как вы думаете, кто является героями произведений
Ч. Айтматова?
Используется прием «Письмо по кругу».
Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

2. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока:
• определять особенности композиции повести.
• отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста. Презентация

Середина урока
10-20

20-26

26-36

Ч. Айтматов
повесть Ч. Айтматова «Первый учитель». –Какой смысл вкладывает писатель в понятие «первый учитель»? -Какие черты личности Дюйшена выявляются писателем в рассказе о жизни героя?
(слайд: кадр из фильма) . Ч. Айтматов рисует самое тяжелое для Киргизии и для всей страны время 1924 год. Гражданская война закончилась, нов стране разруха. Начинается культурная революция в Киргизии, а первые шаги всегда трудные…Место действия : глухой аил, отсталая масса людей. Именно в это время в аиле начинает учительствовать малограмотный сын беднейшего декханина, в недавнем прошлом красноармеец – Дюйшен. – В чем же заключалась сила Дюйшена? ( слайд: кадр из фильма)
-.Какие черты характера проявляет учитель? Это позиция человека, наделенного светлым умом, большим благородным сердцем, беспокойной совестью , выбравшего самый трудный участок – борьбу за души людей. Школа Дюйшена – это родник, из которого черпают особые знания – политические, нравственные, духовные.» Поражают слова, сказанные его ученицей, потрясенной великодушием Дюйшена : . Работа в группах.
Учащиеся будут работать в группах над поиском дополнительной информации

Группа 1.Расскажите о самых ярких страницах биографии Ч. Айтматова.
Группа 2.Подготовьте историческую справку о жизни киргизского народа до революции(о правах женщин).
Группа 3.Расскажите о творчестве писателя.
По команде учителя группы поочередно выступают. После каждого выступления остальные группы задают спикеру/спикерам 1 «тонкий» и 2 «толстых» вопроса.
Г
Критерий: отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста.
Дескрипторы:
1. Работает над поиском дополнительной информации.
2. Анализирует полученную информацию и на ее основе готовит сообщение.
3. Отвечает на «тонкий» и «толстые» вопросы.
4. Приводит примеры из проанализированных текстов.

Ф взаимооценивание по дескрипторам.
. Анализ композиции.
• Как жители аила встречают Дюйшена? (С недоверием, глумлением и враждебностью баев, ещё чувствующих себя хозяевами жизни.)
• Как Дюйшен готовил школу к открытию? Как учил первых своих учеников?
• Какими чертами характера наделён Дюйшен? (Наивен, неопытен, но при всех своих промахах “первый учитель” заражает своим энтузиазмом, смелостью, благородством, когда вступает в опасную и неравную борьбу с противником.)
• В каких эпизодах проявляется жестокость и непримиримость ко всему, что враждебно новым жизненным началам? (Текст: “Значит, вы против этой бумаги, где сказано об обучении детей… Отвечай!” Он выкрикнул слово “отвечай” с такой звенящей, гневной силой, что оно, как пуля, прорезало теплынь осенней тиши и, словно выстрел, отозвалось коротким эхом в скалах”.)
• В каких эпизодах проявляется благородство, любовь к детям? (На руках переносит детей в школу через зимний ручей, не останавливается ни перед какими лишениями и трудностями – лишь бы учить детей, жертвует любовью к Алтынай, боясь помешать её большому будущему, которое чутко угадывает.)
• Какой эпизод служит преддверием отчаянной борьбы за спасение девушки от замужества-рабства? (На одинокого всадника в степи нападают волки, и Дюйшен рвётся в одиночку сразиться со стаей хищников, терзающих загнанную лошадь.)
• Где проявился героизм учителя? (Он избавляет Алтынай от грозившей ей судьбы – навсегда остаться рабыней мужа-бая, сделаться похожей на свою предшественницу, встреченную в байской юрте. Текст: “Её потухшие, подобно холодному пеплу, глаза смотрели, ничего не выражая. Бывают собаки, забитые ещё со щенячьего возраста”. Учитель едва не погиб в стычке с “двуногими волками”, но всё же вырвал из-под власти бая свою ученицу. “Ты думаешь, что истоптал её, как траву, погубил её? – бросает он насильнику. – Врёшь, прошли твои времена, теперь её время…”)
• Какова дальнейшая судьба Алтынай? (Индивидуальное задание.)
• Почему Алтынай больше не приезжала в свой аил?
• Забыла ли она своего учителя? (Случай в поезде.)
• Расскажите о дальнейшей судьбе учителя. (Индивидуальное задание.)
• Что послужило причиной для написания этой истории? (Спустя много лет туповатые и самодовольные люди посмеивались над тем, что были времена, когда Дюйшена “всерьёз считали…учителем”.)

• А вы считаете Дюйшена учителем?
Почему? (Его школа и впрямь послужила для многих прекрасной стартовой площадкой. “С бугра, где стояла наша школа, — вспоминает Алтынай, — открывался глазам прекрасный мир весны”.)
— Да, поистине весенний мир, дали будущего открывались глазами детей и подростков, понявших из страстных речей Дюйшена, что настало новое время — их время.
Писатель не побоялся рассказать трудную правду о дальнейшей судьбе первого учителя, для которого школа “на бугре” оказалась высшей жизненной точкой.
Критерий: выделяет в тексте произведения элементы композиции, объясняетзначение вставных эпизодов.
Дескрипторы:
1. Выделяет в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог.
2. Объясняет значение отдельного эпизода для сюжета;
3. Комментирует особенности композиции.

Ф оценивание учителем.
Аналитическая беседа по повести.
• Ваше впечатление о повести?
• Какова тема? Идея произведения?
• Какова композиция повести?
• В каком году происходят описываемые события? (1924год)
• Что вы знаете об этом периоде нашей истории? (Сообщение учащегося.)
• Кто главные герои повести? При каких обстоятельствах мы с ними знакомимся?
• От чьего лица ведётся основное повествование? (Алтынай Сулайманова – академик.)
• Как жители аила относятся к Алтынай Сулаймановой? (С уважением.) К Дюйшену? (С пренебрежением.)
• Расскажите о появлении Дюйшена в ауле. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00037701184864038926/
Жизнь и творчество
Ч. Айтматова

https://mybook.ru/author/chingiz-ajtmatov/pervyj-uchitel/read/
Ч. Айтматов «Первый учитель»

Конец урока
36-40
5. Рефлексия.
— На уроке мне больше всего запомнилось…
— Меня удивило то, что…
— После урока я расскажу своим друзьям о…
— Ещё мне хотелось бы узнать…
— Знания, полученные на уроке, я могу использовать в…
— Лучше всех на уроке работал… Стикеры
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как
Вы планируете
проверить
уровень усвоения
материала
учащихся? Здоровье и соблюдение техники безопасности

На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации. На этапе закрепления менее способным учащимся предлагаются различные подмостки.
Дифференциация реализуется через работу в группах и в парах, черезанализкомпозиции повести «Первый учитель». Диагностическое оценивание на этапе вызова с определением зоны ближайшего развития. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям.
Взаимооценивание через комментарий деятельности одноклассников в процессе анализа новой информации о жизни и творчестве
Ч. Айтматова, оценивание через рефлексию. 1. Здоровьесберегающие технологии:
— активные виды деятельности;
— выполнение санитарных норм;
— создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе;
— личностно-ориентированный подход к детям.
2. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.