СОР География 7 класс Методические рекомендации по суммативному оцениванию 2017-2018 год


Методические рекомендации по суммативному оцениванию
География
7 класс

========1========

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «География» для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «География» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана. Суммативное оценивание в 7 классе проводится в 1,2,3 и 4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Спецификация стандартизирована и обязательна для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2

========2========

Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ………………………….4 Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований»……………..5 Суммативное оценивание за раздел «Картография и географические базы данных»……10 Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»…………………………………….14 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………………..17 Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»…………………………………….18 Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»…………………………………….22 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………………..26 Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»…………………………………….27 Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»…………………………………….30 Суммативное оценивание за раздел «Социальная география»…………………………………….33 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………………..36 Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»……………………………….37 Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»……………………………….40 Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»……………………………..44 Суммативное оценивание за раздел «Страноведение с основами политической географии»………………………………………………………………………………………………………………..47
3

========3========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4

========4========

Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований»
Тема
Развитие геогрфической науки Источники географических данных
Цель обучения
7.1.1.2 Характеризует и оценивает вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки 7.1.1.3 Работает с источниками географической информации: карты, рисунки, тексты, фотографии, графические материалы
Критерий оценивания
Обучающийся
 Описывает вклад путешественников и
исследователей
 Анализирует вклад путешественников и
исследователей в развитие географической науки
 На основе предложенного источника
географической информации, в графической форме
представит географический объект
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Дайте ответы на предложенные вопросы:
a. Какова причина сбора информации о Земле в период Древнего мира?
b. Заполните предложенную таблицу.
№ Вклад путешественников и Имя путешественника Оценка деятельности
исследователей в развитие и исследователя путешественника/
географической науки исследователя
1
2
3
Путешественник, доказавший шарообразность Земли. Древнегреческий ученый определивший долготу и широту.
Исследователь, нанесший на карту изображения западного и восточного побережья Африки и острова Мадагаскар.
4 5
Америго Веспуччи Мартин Бехайм
2. Прочитайте текст и дайте ответы на предложенные вопросы:
a. Определите две экономические причины Великих географических открытий.
b. Определите политическую причину Великих географических открытий.
5

========5========

c.
Эпоха Великих географических открытий, одна из важных этапов развития географии. К Великим географическим открытиям привели разные причины. Например, как кризис торговли с Востоком из-за османских завоеваний, необходимость поиска нового морского пути, недостаток золота как денежного металла, развитие науки и техники. В связи с этим государства Европы начали снаряжать экспедиции для открытия путей в страны Востока, например в Индию, как самую богатую страну Азии.
На контурной карте подпишите 4 важных географических объекта, открытые Ф. Магеланном.
3. В географии показать особенности географических объектов, явлений и процессов в
виде графического изображения явялется одним из главных навыков.
Используя предложенный рисунок, ответье на вопросы:
a. Какой географический объект изображен на рисунке?
b. Какое природное явление изображено на рисунке?
c. Графически изобразите высоту данного географического объекта (для выполнения
задания используйте физическую карту и соблюдайте правила изображения
графичекого изображения).
6

========6========

Критерий
оценивания Описывает вклад путешественников и исследователей
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
определяет причину сбора информации о Земле в период Древнего мира;
определяет имя путешественника;
дает оценку деятельности путешественника; определяет имя древнегреческого ученого; дает оценку деятельности древнегреческого ученого;
определяет имя исследователя;
дает оценку деятельности исследователя; характеризует деятельность Америго Веспуччи;
дает оценку деятельности Америго Веспуччи;
характеризует деятельность
Мартина Бехайма;
дает оценку деятельности Мартина Бехайма; определяет первую экономическую причину Великих географических открытий;
определяет вторую экономическую причину Великих географических открытий;
определяет политическую причину Великих географических открытий;
наносит на контурную карту остров Огненная Земля;
наносит на контурную карту Тихий океан; наносит на контурную карту Филипинские острова;
наносит на контурную карту Магелланов пролив;
Балл
1
1
1 1 1 1
1 1 1
1
1
Анализирует вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки
2
1 1
1
1
1
1 1
1
7

========7========

На основе предложенного источника географической информации, в графической форме представит географический объект
3
определяет географический объект, изображенный на рисунке;
определяет географическое явление, изображенное на рисунке;
определяет высоту данного географического объекта;
графически изображает высоту
географического объекта.
1
1
1
1
Всего баллов
22
8

========8========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Методы географических исследований»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Описывает вклад путешественников и исследователей
Затрудняется в описании вклада путешественников и
исследователей в развитие географической науки
Анализирует вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки
Затрудняется анализировать вклад путешественников и исследователей в развитие географической науке
На основе предложенного источника географической информации, в графической форме представит
географический объект
Затрудняется в графической форме представит географический объект
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в описании вклада путешественников и исследователей в развитие географической науки
Описывает вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки
Допускает ошибки при анализе вклада путешественников и исследователей в развитие географической науке
Анализирует вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки
Допускает ошибки при представлении графической формы географического объекта
В графической форме представляет
географический объект
9

========9========

Суммативное оценивание за раздел «Картография и географические базы данных»
Тема
Географическая номенклатура
Цель обучения
7.2.1.2 Показывает объекты географической номенклатуры на карте
Критерий оценивания
Обучающийся
 На карте определяет объекты географической
номенклатуры
Уровень мыслительных навыков
Применение
20 минут
Время выполнения
Задания
1. Дайте ответы на предложенные вопросы:
a. Что такое карта?
b. Что такое масштаб?
c. Переведите численный масштаб в именнованный: 1:100 000; d. Определите тип карты на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1
Рисунок 2
Ответ
Ответ

e. Приведите пример использования карты в повседневной жизни.
10

========10========

2.
a. С помощью географических координат, определите географические объекты.
таблица 1
№ Географические координаты Географические объекты
1 06° ю.ш. 105° в.д.
2 28° с.ш. 83° в.д.
3 53° с.ш. 107° в.д.
b. Применяя условные знаки, нанесите на контурную карту географические
объекты таблицы 1.
3.На контурную карту нанесите географические объекты:
а. Горы Кордильеры и его высокую точку;
b. Реку Нил и ее длину .
11

========11========

Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
дает определение карты;
дает определение масштаба;
может переводить численный масштаб в именнованный;
определяет тип карты 1-го рисунка; определяет тип карты 2-го рисунка; может привести пример повседневного использования карты;
по предложенным географическим координатам определяет географические объекты;
по предложенным географическим координатам определяет географические объекты;
по предложенным географическим координатам определяет географические объекты;
на контурной карте обозначает географические объекты таблицы 1; на контурной карте обозначает географические объекты таблицы 1; на контурной карте обозначает географические объекты таблицы 1; применяя условные знаки,обозначает на контурной карте горы Кордильеры; на контурной карте указывает высоту высокой точки гор Кордильер; применяя условные знаки,обозначает на контурной карте реку Нил;
применяя условные знаки,обозначает на контурной карте длину реки Нил.
Балл
1 1 1
На карте определяет объекты географической номенклатуры
1 1 1
2
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
Всего баллов
16
12

========12========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Картография и географические базы данных»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
На карте определяет объекты
географической номенклатуры
Затрудняется на карте определить объекты географической номенклатуры
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки при определении объектов географической номенклатуры на карте
На карте определяет объекты географической номенклатуры
13

========13========

Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема
Строение и вещественный состав литосферы Тектонические движения литосферы
Цель обучения
7.3.1.1 Определяет строение и вещественный состав литосферы
7.3.1.3 Анализирует тектонические движения земной коры: дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
Критерий оценивания
Обучающийся
 Охарактеризует строение и вещественный состав
литосферы
 Определяет тектонические движения земной коры:
дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
Задания
1. а .Установите соответствие:
20 минут
1
Твердая оболочка Земли
А
2
2Внутренние оболочки Земли
В
температура +2000 С , состояние вязкое, ближе к твердому температура от 2000 до 5000 С, твердое, состоит из двух слоев
3 4
Мантия Ядро
С D
литосфера мантия, ядро
б. Заполните таблицу:
Тип земной коры
Мощность в км
Из каких слоев состоит?
2. а. Приведите 2 доказательства дрейфа континентов по А.Вегенеру: 1)________________________________
2)_________________________________
b. На какие древние суперматерики раскололся проматерик Пангея? 1) в Северном полушарии
2) в Южном полушарии
3. с. Определите виды тектонических движений земной коры:
А.________________ В.________________ С.______________________
14

========14========

b.Какие формы рельефа образуются: 1) при коллизии;
2) при субдукции;
3) при спрединге.
Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Обучающйися
определяет соответствие между понятием, определением и характеристикой; определяет соответствие между понятием, определением и характеристикой; определяет соответствие между понятием, определением и характеристикой; определяет соответствие между понятием, определением и характеристикой; описывает тип земной коры;
описывает тип земной коры;
описывает мощность типа земной коры; описывает мощность типа земной коры; описывает слои земной коры;
описывает слои земной коры;
приводит 1-ое доказательство теории дрейфа континентов;
приводит 2-ое доказательство теории дрейфа континентов;
определяет суперконтинент северного полушария;
определяет суперконтинент южного полушария;
определяет вид тектонического движения литосферной плиты;
определяет вид тектонического движения литосферной плиты;
определяет вид тектонического движения литосферной плиты;
определяет форму рельефа, образующуюся при коллизии;
определяет форму рельефа, образующуюся при субдукции;
определяет форму рельефа, образующуюся при спрединге.
Балл
1
Охарактеризует строение и вещественный состав литосферы
1
1
1
Определяет тектонические движения земной коры:дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
2
1 1 1 1 1 1 1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
Всего баллов
20
15

========15========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел « Физическая география»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Охарактеризует строение и вещественный состав литосферы
Затрудняется охарактеризовать строение и вещественный состав литосферы
Определяет тектонические движения земной коры:дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
Затрудняется определить тектонические движения земной коры:дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в характеристике строения и вещественного состава литосферы
Характеризует строение и вещественный состав литосферы
Допускает ошибки при определении тектонических движений земной коры: дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
Определяет тектонические движения земной коры: дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
16

========16========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
17

========17========

Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема
Атмосфера и ее составные части Погода и метеорологические элементы Неблагоприятные атмосферные явления
Цель обучения 7.3.2.2 Графически пр 7. 3.2.2 Графически представляет и объясняет строение и
особенн строение и особенности слоев атмосферы
7.3.2.6 На основе местного компонента составляет
графические синоптические материалы на основе
показателей отдельных метеорологических
элементов: температура,давление, ветер,
облачность, осадки, влажность
7.3.2.7 С дополнительным охватом местного
компонента на основе анализа неблагоприятных
атмосферных явлений предлагает пути защиты
ККритерий оценивания
Обучающийся
 Описывает строение и особенности слоев
атмосферы
 На основе показателей отдельных
метеорологических элементов, графически
дополнит синоптическую карту
 Охарактеризует предложенные пути защиты
от неблагоприятных атмосферных явлений
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 минут
Задания
a. На графике подпишите слои атмосферы:
18

========18========

b. Определите и объясните особенность слоев атмосферы
1.__________________________________________________________
2.__________________________________________________________
3.__________________________________________________________
4.__________________________________________________________
1. На синоптической карте обозначьте изобары 1016, 1008, 992,
984, 954
2. Сильные морозы в Казахстане, как правило, приходятся на декабрь и январь
месяцы. Их по праву называют самыми экстремальными и холодными.
Напишите рекомендации как вести себя во время сильных морозов, если вы
оказались в дороге:
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
19

========19========

Критерий оценивания № Дескриптор
задания
Обучающийся
Описывает строение и 1 на графике определяет слой атмосферы; особенности слоев
на графике определяет слой атмосферы; атмосферы
на графике определяет слой атмосферы;
на графике определяет слой атмосферы;
объясняет особенность слоя атмосферы;
объясняет особенность слоя атмосферы;
объясняет особенность слоя атмосферы;
объясняет особенность слоя атмосферы; На основе показателей 2 на синоптической карте обозначает отдельных изобары в соответствии с циклоном; метеорологических
элементов, графически
дополнит
синоптическую карту
Охарактеризует 3 предлагает 1–ую рекомендацию правил предложенные пути поведения человека во время сильных защиты от морозов;
неблагоприятных
предлагает 2 –ую рекомендацию правил атмосферных
поведения человека во время сильных явлений
морозов.
Всего баллов 10

Балл
1 1 1 1 1 1 1 1 1
1
1
20

========20========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Физическая география»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Описывает строение и особенности слоев атмосферы
Затрудняется описывать строение и особенности слоев атмосферы
На основе показателей отдельных метеорологических элементов, графически дополнит синоптическую карту
Затрудняется графически дополнить синоптическую карту
Охарактеризует
предложенные пути защиты от неблагоприятных атмосферных явлений
Затрудняется охарактеризовать предложенные пути защиты от неблагоприятных атмосферных явлений
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки при описании строения и особенностей слоев атмосферы
Описывает строение и особенности слоев атмосферы
Допускает ошибкив графическом дополнение синоптической карты
Графически дополнит синоптическую карту

Допускает ошибки при характеристике предложенных путей защиты от неблагоприятных атмосферных явлений
Характеризует
предложенные пути защиты от неблагоприятных атмосферных явлений
21

========21========

Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема
Географическое положение Мирового океана Движения вод в океане
Проблемы Мирового океана
Цель обучения
7.3.3.4 По плану характеризует океаны и их составные части
7.3.3.6 Классифицирует и объясняет движение океанических вод
7.3.3.8 Группирует проблемы Мирового океана и предлагает пути их решения
Критерий оценивания
Обучающийся
 Описывает океаны и их составные части
 Определяет виды движения океанических вод
 Обосновывает причины движения океанических
вод
 Ранжирует проблемы Мирового океана
 Охарактеризует предложенные пути решения
проблем Мирового океана
Уровень мыслительных навыков
Понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут Задания
1. Дайте характеристику Тихому океану по плану: Площадь
Место среди других океанов
Географическое положение
Граничащие океаны
Граничащие проливы
Границы (берега каких материков омывает) Наибольшая протяженность по меридиану в километрах.
Наибольшая протяженность по параллели в километрах.
Расположение в климатических поясах Крупные острова
Крупные архипелаги
22

========22========

2. По рисункам определите части Мирового океана.
1
2
3
4
3.
a. По рисунку определите вид движения воды в океане;
____________________________ _____________________________ b. Объясните причину образования движения воды.
3.
Загрязнение вод Мирового океана становится актуальной проблемой современности:
a. b. c. d.
По рисинку определите вид загрязнения Мирового океана; Источник загрязнения;
Последствия загрязнения;
Путь решения.

23

========23========

Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
напишет площадь океана;
напишет место среди других океанов; определяет географическое положение;
определяет граничащие океаны; определяет граничащие проливы определяет границы (берега каких материков омывает)
определяет наибольшую протяженность по меридиану в километрах;
определяет наибольшую
протяженность по параллели в километрах;
определяет расположение океана в климатических поясах;
определяет крупные острова; определяет крупные архипелаги; определяет часть Мирового океана; определяет часть Мирового океана; определяет часть Мирового океана; определяет часть Мирового океана; определяет вид движения океанической воды;
Балл
Описывает океаны и их составные части
1 1 1
1 1 1
1
1
1
2
Определяет виды движения океанических вод
Обосновывает причины движения океанических вод
Ранжирует проблемы Мирового океана
1 1 1 1 1 1 1
3
объяснят причину движения воды в океане;
1
4
определяет вид загрязнения вод Мирового океана;
определяет источник загрязнения; определяет последствия загрязнения;
1
1 1
Охарактеризует предлагает путь решения проблем 1
предложенные пути Мирового океана.
решения проблем
Мирового океана
Всего баллов 21
24

========24========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Физическая география»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Описывает океаны и их составные части
Затрудняется описывать океаны и их составные части
Определяет движение океанических вод Обосновывает причины движения океанических вод
Затрудняется определить движения океанических вод. Затрудняется обосновать причиныдвижение океанических вод
Ранжирует проблемы Мирового океана
Затрудняется при ранжировании проблем мирового океана
Охарактеризует
предложенные пути решения проблем Мирового океана
Затрудняется характеризовать предложенные пути решения проблем Мирового океана
Средний
Высокий
Допускает ошибки при описании океанов и их составных частей
Описывает океаны и их составные части
Допускает ошибки при определении движения океанических вод.
Допускает ошибки при обосновании причин движения океанических вод
Определяет движения океанических вод. Обосновывает причины движения океанических вод
Допускает ошибки при ранжированивании проблем Мирового океана
Ранжирует проблемы Мирового океана
Допускает ошибки в
характеристике предлагаемых путях решения проблем Мирового океана
Характеризует пути решения проблем Мирового океана
25

========25========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
26

========26========

Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема
Почвы, их состав и структура Типы почв в Казахстане
Цель обучения
7.3.4.2 Определяет и представляет в графической форме типы и состав почв
7.3.4.3 Определяет распространение типов почв в Казахстане
Критерий оценивания
Обучающийся
 Различает тип и состав почв
 В графической форме отображает тип и состав
почв
 Обосновывает причину распространения типов
почв в Казахстане
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. По описанию определите тип почвы:
а. Этот тип почвы формируется на сухих степных участках в условиях
недостаточного увлажнения и бедной растительности. Основным критерием для
разграничения является степень их гумусованности, которая составляет от 2 до
5%. Мощность гумусового горизонта составляет 15-30 см буровато-темного
цвета с каштановым оттенком. Этот тип почв разделяют на три подтипа.
b.В графической форме представьте строение данного типа почвы (почвенные слои)
2.Проанализируйте почвенную карту Казахстана и дайте ответы на вопросы:
27

========27========

a. В лесной зоне растительности больше, чем в зоне степей. Однако плодородие почв, в степной зоне выше. Объясните причину.
b.Почему происходит увеличение накопления гумуса к северу от зоны степей?
Критерий оценивания Различает тип и состав почв В графической форме отображает тип и состав почв
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
различает тип почвы;
графически представит почвенный слой А0; графически представит почвенный слой А1; графически представит почвенный слой В; графически представит почвенный слой С;
Балл
1
1 1 1 1 1
Обосновывает 2 объясняет причину различий плодородия причину почв;
распространени объясняет причин увеличение накопления я типов почв в гумуса.
Казахстане
Всего баллов 7
1
1
28

========28========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Физическая география»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Различает тип и состав почв
Затрудняется различать тип и состав почвы
В графической форме отображает тип и состав почв
Затрудняется отображать графической форме тип и состав почвы
Обосновывает причину распространения типов почв в Казахстане
Затрудняется в обосновании причин распространения типов почв в Казахстане
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки при различии типа и состава почвы
Различает типы и состав почв
в Допускает ошибки в графическом
отображении форм и состава
почвы
Отображает в графической форме тип и состав почвы
Допускает ошибки при обосновании причин распространения типов почв в Казахстане
Обосновывает причину распространения типов почв в Казахстане
29

========29========

Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема
Формирование природно-территориальных комплексов Виды природно-территориальных комплексов
Цель обучения
7.3.5.2 С дополнительным охватом местного компонента по плану характеризует природно-территориальные комплексы различного уровня
7.3.5.1 Объясняет формирование природно-территориальных комплексов: географическая оболочка, материки и океаны, зоны и пояса, ландшафты
Критерий оценивания
Обучающийся
 Описывает природно-территориальные комплексы
различного уровня (с дополнительным охватом
местного компонента)
 Обосновывает причины формирования природно-
территориальных комплексов
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Используя тематические карты, дайте характеристику ПТК своей местности
согласно плану характеристики.
Название ПТК:
№ План характеристики Природно-территориальный комплекс 1 Географическое положение
2 Геологическое строение и полезные
ископаемые
3 Рельеф
4 Климатические условия
a. Климатические пояса и области
b. Средние температуры января и июля
c. Среднегодовое количество осадков
5 Типы почв
6 Типичная растительность
7 Типичные представители животного
мира
2. Используя предложенные рисунки, сравните широтную зональность и высотную
поясность:
30

========30========

a. Установите сходство;
b. Установите различие;
c. Объясните причины сходства и различия.
3.
Как вы думаете, для чего человеку нужны знания о строении и закономерностях географической оболочки?
Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания Обучающийся
Описывает 1 описывает географическое положение; 1
природно- описывает геологическое строение; 1
территориальные перечисляет полезные ископаемые; 1
комплексы
определяет формы рельефа; 1
различного
определяет климатический пояс/область; 1
уровня (с
определяет температуру января; 1
дополнительным
охватом
определяет температуру июля; 1
местного
определяет среднегодовое количество 1
компонента)
осадков;
определяет типы почв; 1
определяет типичные растения; 1
определяет типичных представителей 1
животного мира;
Обосновывает 2 устанавливает сходство широтной 1
причины зональности и высотной поясности;
формирования устанавливает различие широтной 1
природно- зональности и высотной поясности;
территориальных объясняет причину сходства и различия; 1
комплексов
дает обоснование о необходимости 1
3
знания о географической оболочке.
Всего баллов 15
31

========31========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Физическая география»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Описывает природно- территориальные комплексы различного уровня (с дополнительным охватом местного компонента)
Затрудняется описать природно- территориальные комплексы различного уровня
Обосновывает причины формирования природно- территориальных комплексов
Затрудняется обосновать причины формирование природно- территориальных комплексов
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки при описании природно-территориальных комплексов различного уровня
Описывает природно- территориальные комплексы различного уровня
Допускает ошибки при обосновании причин формирования природно- территориальных комплексов
Обосновывает причины формирование природно-
территориальных комплексов
32

========32========

Суммативное оценивание за раздел «Социальная география»
Тема
Языковые семьи и группы народов мира Религиозный состав населения мира
Цель обучения
7.4.1.1 Объясняет этнолингвистическую классификацию народов мира
7.4.1.2 Определяет религиозный состав населения мира и распространение религий
Критерий оценивания
Обучающийся
 Составляет этнолингвистическую
классификацию народов мира
 Характеризует религиозный состав населения и
распространение религий мира
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Казахстан — многонациональное государство,здесь проживает свыше 130
национальностей.
Составьте классификацию 2 крупных этносов Казахстана по принципу: языковая семья,
языковая группа-народы и заполните этнолингвистическое древо.
2. Назовите наиболее крупные языковые семьи мира и объясните основные принципы
их классификации.
3. Подпишите на контурной карте однонациональные, двунациональные и
многонациональные страны ( по 2 страны в каждой группе) и обведите их границы: a. Красным цветом – однонациональные страны;
b. Зеленым цветом — двунациональные страны;
c. Коричневым цветом- многонациональные страны.
33

========33========

4. Современные исследователи религий выделяют три основные религии мира,
приверженцами которых является подавляющее большинство всех верующих людей
на планете.
a. Какие мировые религии распространены в Азии?
b. Объясните, почему христианство распространено в Латинской Америке?
Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания Обучающийся
Составляет 1 составляет этнолингвистическое древо 2-х 2 этнолингвистичес крупных этносов Казахстана;
кую 2 объясняет этнолингвистическую 1 классификацию классификацию народов мира;
народов мира
3 обозначает на контурной карте 2 2
однонациональные страны;
обозначает на контурной карте 2 2
двунациональные страны;
обозначает на контурной карте 2 2
многонациональные страны;
Характеризует 4 перечисляет мировые религии Азии; 1 религиозный объясняет причины распространения 1 состав населения христианства в Латинской Америке.
и
распространение
религий мира
Всего баллов 11
34

========34========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Социальная география»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Составляет
этнолингвистическую классификацию народов мира
Затрудняется составить
этнолингвистическую классификацию народов мира
Характеризует религиозный состав населения и
распространение религий мира
Затрудняетсяохарактеризовать религиозный состав населения мира и распространение религий
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки при составлении этнолингвистической
классификации народов мира
Составляет
этнолингвистическую классификацию народов мира
Допускает ошибки в характеристике религиозного состава населения мира и распространения религий
Характеризует религиозный состав населения мира и распространение религий мира
35

========35========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
36

========36========

Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»
Тема
Классификация природных ресурсов
Цель обучения
7.5.1.1 Классифицирует природные ресурсы
7.5.1.2 С дополнительным охватом местного компонента анализирует закономерности распространения природных ресурсов
Критерий оценивания Обучающийся
 Группирует природные ресурсы по признакам
 Обосновывает закономерности
распространения природных ресурсов
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Приведите по одному примеру на классификацию природных ресурсов, заполните таблицу.
Классификация Вид природного ресурса Пример По происхождению
По исчерпаемости
По хозяйственному
использованию
2. На контурную карту нанесите полезные ископаемые своей местности и объясните закономерность их распространения.
37

========37========

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания Обучающйися
Группирует 1 определяет вид природного ресурса по 1 природные ресурсы происхождению;
по признакам приводит пример природного ресурса по 1
происхождению;
определяет вид природного ресурса по 1
исчерпаемости ;
приводит пример природного ресурса по 1
исчерпаемости;
определяет вид природного ресурса по 1
хозяйственному использованию;
приводит пример природного ресурса по 1
хозяйственному использованию;
Обосновывает 2 обозначает на контурной карте полезные 1 закономерности ископаемые своей местности;
распространения объясняет закономерность 1 природных распространения полезных ископаемых
ресурсов своей местности.
Всего баллов 8
38

========38========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Экономическая география»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Высокий
Группирует природные ресурсы по признакам
Затрудняется группировать природные ресурсы по признакам
Обосновывает закономерности распространения природных ресурсов
Затрудняется обосновать закономерности
распространения природных ресурсов
Уровень учебных достижений
Средний
Низкий
Допускает ошибки при группировке природных ресурсов по признакам
Группирует природные ресурсы по признакам
Допускает ошибки при обосновании
закономерностей распространения природных ресурсов
Обосновывает закономерности распространения природных ресурсов
39

========39========

Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»
Тема
Транспортная инфраструктура Социальная инфраструктура
Цель обучения
7.5.2.1 С дополнительным охватом казахстанского компонента оценивает важность элементов транспортной инфраструктуры на основе их характеристики
7.5.2.2 С дополнительным охватом казахстанского компонента оценивает важность элементов социальной инфраструктуры на основе их характеристики
Критерий оценивания
Обучающийся
 Описывает элементы транспортной инфраструктуры
 Сделает вывод о важности элементов транспортной
инфраструктуры
 Описывает элементы социальной инфраструктуры
 Сделает вывод о важности элементов социальной
инфраструктуры
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Транспортная система является связующим звеном отраслей экономики, поэтому уровень его развития является главным фактором развития государства.
a. Траспортная система — это
b. Заполните схему;
40

========40========

c. Какой вид транспортной инфраструктуры изображен на рисунке ?
d. В какой части Казахстана расположен?
e. Какова роль данного вида транспортной инфраструктуры в развитии экономики
Казахстана?
2. Объективной необходимостью для поддержания жизнедеятельности и обеспечения экономического прогресса общества стало формирование социальной инфраструктуры.
a. Основной целью социальной инфраструктуры является — b. Заполните схему
с. Какие отрасли социальной инфраструктуры развиты вашей местности? Объясните причины?
Критерий
оценивания Описывает элементы транспортной инфраструктуры Сделает вывод о важности элементов
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
дает определение транспортной системе; заполняет схему: элемент транспортной системы;
заполняет схему: элемент транспортной системы;
заполняет схему: элемент транспортной системы;
Балл
1 1
1
1
41

========41========

транспортной заполняет схему: элемент транспортной 1 инфраструктуры системы ;
определяет вид транспортной 1
инфраструктуры;
определяет в какой части Казахстана 1
расположен вид транспортной
инфраструктуры;
обосновывает роль транспортной 1
инфраструктуры в развитии экономики
Казахстана;
Описывает 2 определяет основную цель социальной 1 элементы инфраструктуры ;
социальной
заполняет схему: элемент социальной 1 инфраструктуры
инфраструктуры;
Сделает вывод о
заполняет схему: элемент социальной 1 важности
инфраструктуры;
элементов
заполняет схему: элемент социальной 1 социальной
инфраструктуры;
инфраструктуры
заполняет схему: элемент социальной 1
инфраструктуры;
определяет развитые отрасли социальной 1
инфраструктуры своей местности;
объясняет причины развитости отраслей 1
социальной инфраструктуры своей
местности.
Всего баллов 15
42

========42========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Экономическая география»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Описывает элементы транспортной инфраструктуры
Сделает вывод о важности элементов транспортной инфраструктуры
Затрудняется в описании элементов транспортной инфраструктуры
Затрудняется сделать вывод о важности элементов транспортной инфраструктуры
Описывает элементы социальной инфраструктуры.
Сделает вывод о важности элементов социальной инфраструктуры
Затрудняется в описании
важности элементов социальной
инфраструктуры
Затрудняется сделать вывод о
важности элементов социальной
инфраструктуры
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки при описании элементов транспортной инфраструктуры
Допускает ошибки при выводе о важности элементов
транспортной инфраструктуры
Описывает важность элементов транспортной инфраструктуры Сделает вывод о важности элементов транспортной
инфраструктуры
Допускает ошибки при описании важности элементов социальной инфраструктуры Допускает ошибки в выводе о важности элементов социальной инфраструктуры
Описывает важность элементов социальной инфраструктуры Сделает вывод о важности элементов социальной инфраструктуры
43

========43========

Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»
Тема
Отрасли мирового хозяйства: сельское хозяйство и промышленность
Цель обучения
7.5.3.1 Классифицирует отрасли хозяйства и объясняет их важность: сельское хозяйство и промышленность
Критерий оценивания
Обучающийся
 Распределяет отрасли хозяйства (сельское хозяйство и
промышленность)
 Обосновывает важность отраслей хозяйства (сельское
хозяйство и промышленность)
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Ответье на вопросы:
a. Мировое хозяйство –это
b. Классифицируйте предложенные отрасли хозйства. Используя тематическую карту
определите их географию распостранения. Заполните таблицу .
№ Отрасль хозяйства Сектор Сфера труда География
распространения 1 Черная металлургия
2 Овцеводство
2. Нефтяная промышленность — одна из важнейших отраслей тяжелой промышленности. Основная часть ее продукции используется в энергетических целях.
а. На контурной карте обозначьте два крупнейших региона добычи нефти
(соблюдайте правила заполнения контурной карты);
44

========44========

b. Приведите два доказательства значимости нефтяной промышленности для экономики страны;
1-ое доказательство
2-ое доказазательство
c. Ваше мнение: как может изменится роль нефтяной промышленности в экономике в ближайщем будущем ?
Критерий № задания Дескриптор Балл
оценивания Обучающийся
Распределяет дает определение мирового 1
отрасли хозяйства хозяйства;
(сельское хозяйство определяет к какому сектору 1
и промышленность 1 экономики относится черная
металлургия;
определяет к какой сфере труда 1
относится черная металлургия ;
определяет географию 1
распространения черной
металлургии;
определяет к какому сектору 1
экономики относится овцеводство ;
определяет к какой сфере труда 1
относится овцеводство ;
определяет географию 1
распространения овцеводство ;
Обосновывает 2 на контурной карте обозначае т 1
важность отраслей первый регион добычи нефти;
хозяйства (сельское на контурной карте обозначает 1
хозяйство и второй регион добычи нефти;
промышленность) приводит первое доказательство 1
значимости нефтяной
промышленности для экономики
страны;
приводит второе доказательство 1
значимости нефтяной
промышленности для экономики
страны;
напишет собственное мнение об 1
изменении роли нефтяной
промышленности в ближайшие
будущем.
Всего баллов 12
45

========45========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Экономическая география»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Распределяет отрасли хозяйства (сельское хозяйство и промышленность
Затрудняется в распределении отраслей хозяйства
Обосновывает важность отраслей хозяйства (сельское хозяйство и промышленность)
Затрудняется в обосновании важности отраслей хозяйства
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки при распределении отраслей хозяйства
Распределяет отрасли хозяйства
Допускает ошибки в обосновании важности отраслей хозяйства
Обосновывает важность отраслей хозяйства
46

========46========

Суммативное оценивание за раздел «Страноведение с основами политической географии»
Тема
Географическое положение стран мира.
Цель обучения
7.6.1.2. С дополнительным охватом казахстанского компонента характеризует по плану географическое положение стран
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
 По плану описывает географическое положение стран
мира (с дополнительным охватом казахстанского
компонента)
 Сделает вывод об географическом, экономико-
географическом положение страны (с
дополнительным охватом казахстанского компонента)
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте характеристику географического положения Казахстана по плану
Положение по отношению к экватору Положение по отношению к 0 меридиану На каком материке находится? Моря и океаны омывающие страну С каким странами граничит?
Вывод:
2.
a. Используя тематические карты, составьте сравнительнуюхарактеристику ЭГП
Казахстана и Китая ;
№ Сходство между Различия
Казахстаном и Казахстан Китай
Китаем
1 Положение по отношению к
соседним странам
2 Положение по отношению к
главным сухопутным
транспортным путям
3 Положение по отношению к
главным морским
транспортным путям
4 Положение по отношению к
мировым экономическим
центрам
47

========47========

b. c.
Определите одну благоприятную черту ЭГП Казахстана; Определите одну неблагоприятную черту ЭГП Китая.
Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания Обучающийся
По плану описывает 1 определяет положение Казахстана по 1
географическое отношению к экватору;
положение стран мира определяет положение Казахстана по 1
(с дополнительным отношению к 0 меридиану;
охватом
определяет на каком материке 1
казахстанского
расположен Казахстан;
компонента)
определяет положение Казахстана по 1
отношению к омываемым какими морям
/океанам;
определяет граничающие государства 1
Казахстана;
сделает вывод о географическом 1
положении Казахстана;
Сделает вывод об 2 определяет сходство в положение по 1
географическом, отношению к соседним странам между
экономико- Казахстаном и Китаем
географическом определяет различия в положение по 1
положение страны(с отношению к соседним странам между
дополнительным Казахстаном и Китаем;
охватом определяет сходство в положение по 1
казахстанского отношению к главным сухопутным
компонента) транспортным путям
определяет различия в положение по 1
отношению к главным сухопутным
транспортным путям;
определяет сходство в положение по 1
отношению к главным морским
транспортным путям;
определяет различия в положение по 1
отношению к главным морским
транспортным путям;
определяет сходства в положение по 1
отношению к мировым экономическим
центрам;
определяет различия в в положение по 1
отношению к мировым экономическим
центрам;
определяет благоприятную черту ЭГП 1
Казахстана;
определяет неблагоприятную черту ЭГП 1
Китая.
Всего баллов 16
48

========48========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Страноведение с основами
политической географии»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
По плану описывает географическое положение стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента)
Затрудняется описать по плану географическое положение стран мира
Сделает вывод об географическом,экономико- географическом положение страны(с дополнительным охватом казахстанского компонента)
Затрудняется сделать вывод о географическом, экономико- географическомположениистран
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки при описании по плану географическое положение стран мира
Описывает по плану географическое положение стран мира
Допускает ошибки в выводе о географическом, экономико- географическом положении стран мира
Сделает вывод о географическом,экономико- географическом положение страны
49

========49========

50

========50========

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *