СОР Методические рекомендации по суммативному оцениванию Литературное чтение 3 класс


Методические рекомендации по суммативному оцениванию

Литературное чтение

3 класс

1 ПРОЕКТ

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Литературное чтение»
для обучающихся в 3 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе
учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на
четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, Критерий оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные Уровень учебных достижений учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация
со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для
проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.

2 ПРОЕКТ

Содержание

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ …………………………….. 4

Суммативное оценивание за раздел «Живая природа» …………………………………………………….. 4

Суммативное оценивание за раздел «Что такое хорошо, что такое плохо» ………………………. 7

Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть ………………………………………………… 11

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 17

Суммативное оценивание за раздел «Время»…………………………………………………………………. 17

Суммативное оценивание за раздел «Архитектура» ……………………………………………………… 20

Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть ………………………………………………… 23

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 30

Суммативное оценивание за раздел «Искусство»…………………………………………………………… 30

Суммативное оценивание за раздел «Выдающиеся личности» ………………………………………. 33

Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть ………………………………………………… 36

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ …………………………… 43

Суммативное оценивание за раздел «Вода – источник жизни» ………………………………………. 43

Суммативное оценивание за раздел «Культура отдыха. Праздники» …………………………….. 46

Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть ………………………………………………… 50

3 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа»

лушание и говорение
Вид речевой деятельности С

твечать на открытые вопросы по содержанию для
Цель обучения 3.1.1.1 О
определения ключевых моментов
3.1.4.2 Сопровождать речь иллюстрациями/ наглядностью/
демонстрацией фотографий/ картин/ приборов

бучающийся
Критерий оценивания О

• Отвечает на открытые вопросы по содержанию
прослушанного текста

• Описывает эпизод прослушанного текста по
иллюстрации

Применение
Уровень мыслительных
навыков

н
Время выполнения 20 ми

Задание 1
Прослушай текст К. Ушинского и выполни задания.

Под крышей было гнездо ласточки. Хозяев в нем уже не было. Почуяв приближение
холодов, они улетели. А в конце апреля пара острокрылых, веселых и красивеньких птичек,
прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Работа закипела. Ласточки носили в
носиках глину и ил из ближнего ручья.
Скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом
ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышки, то стебельки моха. Прошло ещё
несколько дней, и уже только одна ласточка стала вылетать из гнезда, а другая оставаться в
нем постоянно. Недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Целыми
днями заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро
сновали и взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим детям!

Ответь на вопросы:
— Почему гнездо под крышей было без хозяев. Дайте полный ответ.
— Когда вернулись птицы в старое гнездо?
— Почему через некоторое время стала вылетать только одна ласточка?
— Как вели себя заботливые птички?

2. Отметь () предметы, которые носили ласточки в гнездо:

Как заботливые ласточки кормили своих птенцов? Расскажи данный эпизод по
картинке.

4 ПРОЕКТ

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Отвечает на открытые отвечает на вопросы по содержанию текста:
вопросы по 1 — на первый; 1
содержанию — на второй; 1
прослушанного текста — на третий; 1
— на четвёртый; 1

Описывает эпизод определяет и отмечает предметы;
прослушанного текста 2 — первый предмет; 1
по иллюстрации — второй предмет; 1
— третий предмет; 1

— передает содержание эпизода прослушанного 1
рассказа по иллюстрации.

Всего баллов 8

5 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Живая природа»
ФИО обучающегося_____________________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Отвечает на открытые вопросы Затрудняется ответить на Допускает ошибки в ответах Верно отвечает на все открытые
по содержанию прослушанного открытые вопрос по содержанию на открытые вопросы вопросы по содержанию
. п. п.
текста прослушанного текстарослушанного текстарослушанного текста

Описывает эпизод Затрудняется описать эпизод Допускает неточности при Верно передает содержание
прослушанного текста по прослушанного текста по передаче содержания эпизода эпизода прослушанного текста по
иллюстрации иллюстрации. прослушанного текста по иллюстрации.
и
ллюстрации.

6 Суммативное оценивание за раздел «Что такое хорошо, что такое плохо»

тение. Письмо
Вид речевой деятельности Ч

итать вслух бегло, сознательно и выразительно;
Цель обучения 3.2.1.1 Ч
читать по ролям/выборочно
3.2.8.1 Извлекать конкретную информацию по содержанию
произведения из различных источников:
иллюстрации/художественной литературы и представлять
информацию в виде схем

бучающийся
Критерий оценивания О

• Демонстрирует сознательное чтение, подбирая к
тексту подходящую пословицу

• Определяет и устанавливает соответствие

• Составляет предложения по опорным словам

Знание и понимание
Уровень мыслительных
выки высокого порядка
навыков На

инут
Время выполнения 25 м

Задание
Прочитай рассказ и выполни задания.
К. Д. Ушинский

Четыре желания

Митя накатался на саночках, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою книжку, — сказал отец.
Пришла весна. Митя вволю набегался за бабочками по лугу, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять сказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь день веселился мальчик: ловил
рыбу, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали яблоки и груши. Митя был в восторге:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и
о весне, и о зиме, и о лете.

1. Выбери подходящую пословицу к прослушанному рассказу.
А) Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами.
В) Зима лето пугает, да всё равно тает.
С) У природы нет плохой погоды.
D) Весна красна, да голодна.

Подбери и запиши желание мальчика к каждому времени года. Соедини стрелками.

7 ПРОЕКТ

ма В
сень
есна Лет
о О
Зи

Письмо
2. Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.

воскресным, Арман, утром, лесом, любовался, прелестным
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
соком, налилась, алым, земляника
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
были, ягодки, похожи, серьги, на, красные
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

8 ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Демонстрирует — подбирает соответсвующую тексту 1
сознательное пословицу;
чтение,подбирая к тексту 1 — п
одбирает и соотносит
подходящую пословицу со
ответствующее желание мальчика к 1
Определяет и
каждому времени года;
устанавливает
соответствие

Составлет предложения составляет предложение из
по опорным словам. предложенных слов: 1
2 — первое предложение; 1
— второе предложение; 1
— третье предложение;

— ставит знаки препинания в конце 1
предложений;

— пишет текст без пропусков и замены 1
слов в предложениях;

— пишет текст аккуратно, в соответствии с 1
требованиями каллиграфии письма.

Всего баллов 8

9 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Что такое хорошо, что такое плохо»
ФИО обучающегося____________________________________________

Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков

Низкий Средний Высокий

Демонстрирует сознательное Затрудняется выбрать Допускает ошибку при подборе Верно подбирает
чтение, подбирая к тексту соответствующей тексту соответствующей тексту пословицы соответствующую тексту
подходящую пословицу пословицу пословицу

Определяет и устанавливает Затрудняется определить и Допускает ошибки при определении/ Верно определяет и
соответствие устанавливить соответствие устанавлении соответствия устанавливает соответствие

Составлет предложения по Затрудняется составить Допускает ошибки при составлении Верно составляет предложения по
опорным словам. предложения по опорным словам предложений/ расставлении знаков опорным словам
епинания/ нарушает требования
пр
каллиграфического письма.

10 Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть

1. Цель суммативного оценивания

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Литературное чтение» в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Литературное чтение» (в рамках обновления
содержания среднего образования) для 2-4 классов уровня начального образования (с
русским языком обучения)

3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Слушание и говорение – 10 мин
Чтение – 20 минут
Письмо – 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов: 16

3.2. Структура теста

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и
третье – на проверку письма.

11 № Вид речевой Раздел Цель обучения Описание заданий Количество Общий
деятельности заданий балл

1 Слушание и Живая 3.1.1.1 Отвечать на открытые Обучающийся слушает текст один раз и
говорение природа вопросы по содержанию для отвечает на заданные вопросы.
Во время слушания обучающийся может
определения ключевых 1 5
елать записи.
моментов. д
Проверка навыков слушания и говорения
проходит индивидуально.

2 Чтение Что такое 3.2.4.1 Понимать и Обучающийся выполняет задания на
хорошо, что определять жанровые основе прочитанного текста. Задания
такое плохо особенности народной и
направлены на самостоятельное чтение и
литературной сказки,
на определение жанра текста.
рассказа, стихотворения,
Предлагается объяснить жанровую
басни. о1 5
собенность сказки, определить в
3.2.6.1 Находить сравнение,
пословицах и поговорках сравнения,
олицетворение, эпитет и
олицетворения, эпитеты.
определять роль.

3 Письмо Живая 3.3.4.1 Совершенствовать Обучающийся составляет текст из
природа работу, исправляя предложений, исправляет пунктуационные 1 6

лексические и ошибки.
стилистические неточности,
исправлять орфографические
(при помощи словаря) и
пунктуационные ошибки.

12 4. Примеры вопросов и схемы выставления баллов.
Слушание и говорение

Прослушай рассказ и выполни к нему задания. [5]

Старик, пёс и кот

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то давно старик
подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот
стали его друзьями. А старуха не любила пса и кота. Когда старуха увидела, что мышка
погрызла сыр, она подняла страшный крик: «Выгони, старик, кота!» Кот мог бы поймать
мышку, но знал, что она долго искала себе тёплую норку, поэтому жалел её.
Как-то утром старик сидел во дворе. Пёс и кот были рядом, а мышка сидела в норке.
Старуха готовила завтрак. Она увидела, что мышка погрызла сыр. Старуха, ругаясь,
помчалась во двор. И вдруг провалилась в заброшенный колодец. Деду не хватило сил её
вытащить. Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. Они помогли деду
вытащить её из колодца. «Вот видишь, старуха, пригодились
тебе и пёс, и кот, и даже
мышка». Старуха промолчала. В доме она поставила на пол три миски и каждое утро в одну
миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью — немного
сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово.
Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром, и от этого жизнь на земле
станет ещё прекраснее.

Задание 1
Поставь знак «+», если утверждение верное и знак «-» , если утверждение неверное [1]

А) Старуха любила пса и кота.
B) Старик подобрал пса и кошку на улице
C) Старик пес и кот не помогли старухе выбраться из колодца.
D) Старуха благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала еще ворчливее.

Задание 2
Ответь на вопросы по тексту [4]

• Чему учит этот рассказ?

• Есть ли у тебя домашнее животное? Что он/она для тебя значит?

• Если у тебя нет домашнего животного, то какое ты хотел бы иметь? Почему?

• Почему человек в ответе за своё животное?

13 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 Примерный ответ обучающегося: 1
В) Старик подобрал пса и кошку на
улице.

2 Благодаря доброму поступку пса, кота 1 Обучающийся может
и мышки старуха стала добрее. предложить другую
формулировку, но
предложение должно
отражать основную
мысль текста.

Учащийся рассказывает о своем 1
домашнем питомце и об отношении к
нему

Описывает какое животное он хотел 1
бы иметь, объясняя свой выбор.

Человек несет ответственность за свое 1 Обучающийся может
животное, так как является его предложить другую
хозяином, а животное нуждается в его формулировку, но
поддержке и заботе. предложение должно
отражать данную мысль.

Всего баллов 5

Чтение

Задание

Прочитай текст и выполни к нему задания. [5]

Давным-давно жила на свете девочка. Некому было о ней заботиться — ни
покормить, ни ласкового слова сказать. Однажды добрый человек подал ей краюшку хлеба.
Только вышла девочка за ворота, встретился ей нищий старец.
— Девочка, дай хлебца, сильно есть хочется! — стал просить старец.
Девочка взяла да и отдала ему всю краюшку. «Ешь,— говорит,— дедушка, на здоровье». И
пошла себе дальше. Встретилась ей бедная старушка.
— Дай, — говорит, — что-нибудь голову закрыть, холодно стало.
Девочка сняла с головы платок и отдала нищенке. Только отошла немного, вдруг с неба
звезды стали падать, превращаясь в серебряные монеты. Обрадовалась сирота и стала
собирать их.
Недаром говорят, что доброе дело рано или поздно всегда добром оборачивается.

14 ПРОЕКТ

Задания

1. О чём говорится в тексте?

_____________________________________________________________

2. К какому жанру относится данное произведение.
А) басня
В) рассказ
С) заметка
D) литературная сказка

3. У
кажи «» стиль текста.

Художественный Нехудожественный

4. В
ыбери пословицу, которая соответствует произведению.
А) Доброе дело без награды не остается.
В) Доброму слову – добрый ответ.
С) Про доброе дело говори смело.
D) Далеко шел, а добра не нашел.

5. Подчеркни в тексте предложение, в котором содержится поучительный смысл.

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 Примерный ответ обучающегося: 1 Принимаются
О добре/ доброте девочки. альтернативные ответы,
соответствующие
содержанию текста.

2 В) рассказ 1

3 Художественный 1

4 А) Доброе дело без награды не остается. 1

5 Недаром говорят, что доброе дело рано 1 Подчеркивает в тексте
или поздно всегда добром оборачивается. предложение

Всего баллов 5

Письмо [6]

15 ПРОЕКТ

Задание

« Собери текст». Составь и запиши предложения по порядку, чтобы получился связный
текст. Поставь правильные знаки препинания в конце предложений.

1. Он оделся в яркий наряд.
2. Лес был сказочным?
3. Солнце светило ярко.
4. От жёлтых листьев он казался золотым?
5. Дети долго любовались красотой природы.
6. Дети пошли на экскурсию в лес!

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 1. Дети пошли на экскурсию в лес. 1 Принимаются и
2. Солнце светило ярко. 1 другие варианты,
3. Лес был сказочным! 1 соответствующие
4. Он оделся в яркий наряд. 1 логической
5. От жёлтых листьев он казался золотым. 1 последовательности
6. Дети долго любовались красотой
1 предложений.
природы.

Всего баллов 6

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

16 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Время»

лушание и говорение
Вид речевой деятельности С
рогнозировать развитие сюжета произведения по
Цель обучения 3.1.3.1 П
поступкам, характеристике героев и событиям

бучающийся
Критерий оценивания О

Предполагает, о чём будет сказка по данному
н
ачалу, используя картинки и тексты с описаниями
со
бытий
Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
н
Время выполнения 20 ми

Задание 1
Прочитай и соотнеси картинки с текстом.
Запиши цифрами соответствующие пары:________________________________

– Так вы же сами о лете мечтали! –
вскрикивала Сорока.
– Мало ли что! – Медведь говорит. –
Мечтали мы о лете с мёдом да с малиной.
А где они, если ты через весну
перепрыгнула? Ни малина, ни липа
зацвести не успели, – стало быть,
ни малины, ни мёда липового не будет!
Поворачивайся хвостом – я его тебе
сей
1 час выщиплю! 4

Ух как рассердилась Сорока! Вильнула,
подпрыгнула, на ёлку взлетела
и крикнула:
– Провалитесь вы вместе с летом!

2 5

Ахнуть не успели – лето вокруг!
Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной
народ!

6

3

17 ПРОЕКТ

Задание 2
Продолжи сказку по данному началу, используя предыдущие картинки с текстами.

Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!
Постучалась Сорока к Медведю:
— Как зиму зимуешь?
– Так себе! – Миша ворчит. – С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится,
на левом – мёд липовый.
– Понятно! – Сорока стрекочет. – Всем зима надоела! ….

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Предполагает, о 1 — соотносит соответствующую картинку с 1
чём будет сказка по текстом и записывает пару: 1-5
данному началу, — с
оотносит соответствующую картинку с 1
используя
текстом и записывает пару: 2-6
картинки и тексты
— соотносит соответствующую картинку с 1
с описаниями
текстом и записывает пару: 3-4
событий.
2 — со
чиняет продолжение истории по данному 1
началу;

— использует в рассказе прочитанные 1
отрывки сказки;

— раскрывает тему и основную мысль 1
создаваемого текста;

— логически завершает историю. 1

Всего баллов 7

18 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Время»

ФИО обучающегося: _________________________________________________

У
овень учебных достижений
Критерий оценивания р
Низкий Средний Высокий

Предполагает, о чём будет Затрудняется соотнести текст Допускает ошибки в соотнесении Соотносит текст с
сказка по данному началу, с картинками и продолжить текста с картинками / продолжает картинками, продолжает
используя картинки и тексты начатую историю. сказку по данному началу, допуская сказку по данному началу,
с описаниями событий. неточности при использовании используя картинки и
картинок и текстов с описаниями тексты с описаниями
событий. событий.

19 Суммативное оценивание за раздел «Архитектура»

тение. Письмо
Вид речевой деятельности Ч
итать про себя текст или его части, используя
Цель обучения 3.2.1.2 Ч
различные виды чтения (просмотровое/изучающее/чтение с
пометками)
3.2.2.1 Формулировать творческие, оценочные вопросы по
содержанию литературного произведения и отвечать на
подобные вопросы
3.3.3.1 Писать творческие работы в форме
постера/проекта/рекламы/заметки/презентации

бучающийся
Критерий оценивания О

Читает про себя, используя изучающее чтение

Составляет творческие, оценочные вопросы по
с
одержанию литературного произведения и отвечает
на них

• Создает постер по прочитанному произведению

Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

н
Время выполнения 20 ми

Прочти отрывок из сказки и выполни задания.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСА И ЗАЯЦ»

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. Пришла весна
— у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась к нему, да
его из избенки и выгнала. Идет по дороге зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
— Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке. Собака забрехала:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идет, плачет. Ему навстречу медведь:
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она
ночевать, да меня и выгнала.

Задания
1. Подчеркни предложения, в которых сказано, какие избушки были у зайца и лисы.

2. Составь 2 творческих вопроса по содержанию сказки в парах и ответьте на них.
Вопросы можно начать со слов:
— Что если бы… ?
— Что бы произошло…?

20 ПРОЕКТ

— Как ты считаешь… ?
— Как ты оцениваешь…?

3. Составь постер из картинок и запиши подходящие к ним предложения.

ришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит
П

-старому.
по

или-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца —
Ж
убяная.
л

иса без памяти выбежала.
Л

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Читает про себя, 1 — подчеркивает подходящее предложение; 1
используя
изучающее чтение.

Составляет 2 — составляет первый вопрос по содержанию 1
творческие, текста;
оценочные вопросы
— отвечает на первый вопрос по содержанию 1
по содержанию
текста;
литературного
— составляет второй вопрос по содержанию 1
произведения и
екста;
отвечает на них. т
— отвечает на второй вопрос по содержанию 1
текста;

Создает постер по 3 — составляет постер из картинок; 1
прочитанному
— подписывает соответствующими 1
произведению. пр
едложениями картинки на постере.

Всего баллов 7

21 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Архитектура»

ФИО обучающегося: ______________________________________________________

У
овень учебных достижений
Критерий оценивания р
Низкий Средний Высокий

Читает про себя, используя Затрудняется при чтении про Демонстрирует недостаточное Осознанно читает про себя,
изучающее чтение. себя, используя изучающее понимание прочитанного текста. используя изучающее чтение.
чтение.

Составляет творческие, Затрудняется составить Допускает ошибки в составлении/ Составляет творческие,
оценочные вопросы по творческие, оценочные при ответах творческих и оценочные вопросы по
содержанию литературного вопросы по содержанию оценочных вопросов. содержанию литературного
произведения и отвечает на литературного произведения и произведения и отвечает на
них. отвечать на них. них.

Создает постер по Затрудняется создать постер и Допускает ошибки в составлении Создает постер по
прочитанному подбрать соответствующие предложений/ соотнесении прочитанному произведению
произведению. предложения. предложений с картинками при и верно подписывает
создании постера. соответствующие
иллюстрации.

22 Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть
1. Цель суммативного оценивания

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Литературное чтение» в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Литературное чтение» (в рамках обновления
содержания среднего образования) для 2-4 классов уровня начального образования (с
русским языком обучения)

3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Слушание и говорение – 10 мин
Чтение – 20 минут
Письмо – 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов: 16

3.2. Структура теста

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с кратким ответами и
вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и
третье – на проверку письма.

23 № Вид речевой Раздел Цель обучения Описание заданий Количество Общий
деятельности заданий балл

1 Слушание и Архитектура 3.1.1.1 Отвечать на открытые Обучающийся слушает один раз текст и
говорение вопросы по содержанию для отвечает на заданные вопросы.
о время слушания обучающийся
определения ключевых моментов. В1 4
может делать записи.
Проверка навыков слушания и
говорения проходит индивидуально.

2 Чтение Время 3.2.1.2 Читать про себя текст или Обучающийся читает текст про себя,
его части, используя различные используя изучающее чтение и отвечает
виды чтения (просмотровое / на вопросы.
изучающее / чтение с пометками).

1 10
Обучающийся сравнивает и соотносит
3.2.7.2 Сравнивать эпизод
эпизод художественного произведения с
художественного произведения с
го отображением в иллюстрациях
его отображением в иллюстрациях / е
мультфильма.
мультфильмах / музыке с помощью
учителя.

3 Письмо Архитектура 3.3.3.1 Писать творческие работы в Обучающийся выполняет письменную
форме постера / проекта / рекламы / работу в творческой форме. 1 2
заметки / презентации.

24 4. Примеры вопросов и схемы выставления баллов.
Слушание и говорение

Задание

Прослушай рассказ и ответь на вопросы. [4]

Пирамиды

Прошлой осенью Сережа ездил с родителями отдыхать в Египет. Там мальчик видел
гигантские пирамиды. Их построили из камня древние египтяне на краю пустыни. В
пирамидах они хоронили своих правителей. Этих правителей называют фараонами. Самую
большую пирамиду соорудили для фараона Хеопса. Она выше современного дома в сорок
этажей! Папа сфотографировал мальчика на фоне этой чудесной пирамиды.

Вопросы к тексту
1. Кто такие египтяне?
2. Кого называли «фараонами»?
3. Для кого соорудили самую большую пирамиду?
4. Какова высота этой пирамиды?

Схема выставления баллов

№ вопроса Ответ Балл

1 Примерный ответ обучающегося: 1
жители Египта.

2 Фараоны — это правители Древнего Египта. 1

3 Большую пирамиду соорудили для фараона Хеопса. 1

4 Она выше современного дома в сорок этажей. 1

Всего баллов 4

Чтение [10]

Прочитай сказку и выполни к ней задания.

Далеко в краю лесном
Жил-был старый-старый гном.
Был у гнома старый дом:
Триста лет он прожил в нём.

Раз понадобилось гному
На три дня уйти из дому,
Неизвестно почему.
Но на третий вечер дому
Стало страшно одному.

25 ПРОЕКТ

Старый дом навстречу гному
Зашагал в ночную тьму…
Гном вернулся — дома нет,
И зарос травою след.

Что могло случиться с домом?
Может, он ушёл к знакомым?
Встретил речку на пути
И не может перейти?

И подумал старый гном:
«Бедный, бедный старый дом!
Поспешу ему навстречу —
Хоть на полдороге встречу…»

И ушёл в дремучий бор.
А калитку — на запор.
Очень мало интересу
До утра шагать по лесу.

Ночь прошла, и день настал.
Дом бояться перестал:
«Гном, небось, давно уж дома.
Знать, домой пора и дому».

Воротился — гнома нет,
Лишь росой усеян след.
Гном вернулся — дома нет.
Дом вернулся — гнома нет.

Через год с большим трудом
Повстречались гном и дом.
— Дом! Родной!
— Гном! Родной!
— Как я счастлив!
— Ты со мной!

Задания

1. Подчеркни слова и фразы в тексте сказки, в котором говорится о каких-либо
промежутках времени /частей суток.

2. Сравни отрывки сказки с эпизодами мультфильма. Соедини стрелками пары.

Может, он ушёл к знакомым?
1 Может, он с дороги сбился, 4
С непривычки заблудился,
Встретил речку на пути

26 ПРОЕКТ

рез год с большим трудом
Че
Повстречались гном и дом.
2 — Дом! Родной! 5
— Гном! Родной!
— Как я счастлив!
— Ты со мной!

ном вернулся — дома нет,
Г
И зарос травою след.
3 Все места вокруг знакомы,
Только дома…Нету дома. 6
Только двор да забор,
Да вокруг дремучий бор.

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 триста лет 1

три дня 1

третий вечер 1

до утра 1

ночь прошла 1

день настал 1

через год 1

2 1-6 1 Соотносит или записывает
пары
2-4 1

3-5 1

Всего баллов 10

Письмо
Задание
Рассмотри иллюстрацию. Придумай рекламу/ рекламный слоган/ заметку/ постер на тему
«Египетские пирамиды» (3-4 предложения).

Опорные слова: Египет, фараоны, пирамида Хеопса, египтяне, памятники.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

27 ПРОЕКТ

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
___________________________________________________
_____________________________

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 Примерный ответ обучающегося: 1 Данная мысль может быть
Самые известные памятники Египта — выражена другими
это пирамиды. Древние египтяне фразами.
Принимаются краткие и
строили огромные каменные пирамиды.
полные ответы учащихся с
Пирамида Хеопса – одно из семи чудес
высказыванием своего
света. Много лет фараоны трудились
мнения.
над постройкой пирамиды. Многие
пирамиды сохранились до наших дней.

Использует опорные слова, записывая 1 Орфографичесие ошибки
не менее 3 предложений. не учитываются.

Всего баллов 2

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

28 ПРОЕКТ

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

29 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Искусство»

лушание и говорение
Вид речевой деятельности С

троить высказывание для объяснения своих идей,
Цель обучения 3.1.5.1 С
чувств, мыслей, используя художественно-выразительные
средства
3.1.2.1 Пересказывать подробно/выборочно содержание
произведения свободно или по совместно составленному
плану/драматизация

бучающийся
Критерий оценивания О

Составляет высказывание, объясняя свои мысли,
п
ри этом используя художественно-выразительные
ср
едства

• Пересказывает содержание прослушанного текста
по совместно составленному плану

Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков

н
Время выполнения 20 ми

Задания

Прослушай рассказ и выполни задания.

Рассказ из книги «Четыре художника»

Художник-Осень взяла самые яркие краски и отправилась в лес. Там и принялась
за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок
разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, густой листвой
потряхивает. Решила его в медную кованую броню одеть.
Глядит – а густые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше
всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный…
Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а
иглы, их не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

1. Какие предметы автор сравнивает:

со спелыми яблоками___________________________________________________
с богатырем___________________________________________________________

2.
1) В паре составьте план к прослушанному тексту.
2) Перескажи эпизод рассказа о том, как Художник-Осень раскрасила деревья в лесу.

30 ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Составляет высказывание, 1 — определяет предметы сравнения со 1
объясняя свои мысли, при спелыми яблоками;
этом используя
— определяет предметы сравнения с 1
художественно-б
огатырем;
выразительные средства

Пересказывает содержание 2 — составляет план к прослушанному 1
прослушанного текста по тексту;
совместно составленному
— пересказывает указанный эпизод 1
плану п
рослушанного текста;
— и
спользует слова в соответствии с 1
содержанием;

— описывает действие участников 1
событий;

— соблюдает логическую 1
последовательность изложения.

Всего баллов 7

31
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Искусство»

ФИО обучающегося _________________________________________________

У
овень учебных достижений
Критерий оценивания р
Низкий Средний Высокий

Составляет высказывание, Затрудняется составить Допускает ошибки при составлении Составляет высказывание,
объясняя свои мысли, при высказывание, используя высказывания / затрудняется используя художественно-
этом используя художественно-выразительные определить художественно-выразительные средства.
художественно-средства. выразительные средства.
выразительные средства

Пересказывает содержание Затрудняется пересказать Допускает ошибки при составлении Пересказывает эпизод
прослушанного текста по эпизод прослушанного текста. плана/ пересказе эпизода прослушанного текста.
совместно составленному прослушанного текста / в
плану использовании слов в соответствии
с содержанием / нарушает
логическую последовательность
изложения.

32 Суммативное оценивание за раздел «Выдающиеся личности»

тение. Письмо
Вид речевой деятельности Ч
звлекать конкретную информацию по содержанию
Цель обучения 3.2.8.1 И
произведения из различных источников: иллюстрации /
художественной литературы и представлять информацию в
виде схем
3.3.2.1 Писать творческие работы разных жанров: письмо
герою / сказки / рассказы

бучающийся
Критерий оценивания О

Находит конкретную информацию по содержанию
произведения о выдающемся человеке и представляет
ее в виде схемы

• Пишет творческое письмо

Знание и понимание
Уровень мыслительных
выки высокого порядка
навыков На

н
Время выполнения 20 ми

Чтение
Задания
Прочитай рассказ.
ДЕРЗОСТЬ
В бою под Фонтанами турки расположили свою
артиллерию так, что с тыла, за спиной, у них оказалось
болото.
Позиция для пушек — лучше не сыщешь; сзади
неприятель не подойдёт, с краю не обойдёт.
Суворов не побоялся болота. Его богатыри прошли
через топи и напали на турецкую артиллерию сзади.
Все сочли манёвр Суворова за рискованный,
дерзкий. Хорошо, что солдаты прошли через топи, а вдруг
не прошли бы?!
— Дерзкий так дерзкий, — усмехался Суворов. — Дерзость войскам не помеха.
Прежде чем пустить войска через болота, Суворов отправил туда бывалых солдат. Они
нашли надёжный путь для своих товарищей. Суворов берёг солдат и действовал наверняка.
(По С. Алексееву)

1. Ответь на вопросы.
1. Как расположили турки свою артиллерию?
2. Как русские смогли победить турков?
3. Почему солдаты не утонули в болоте?
4. Как Суворов относился к солдатам?
5. Каким человеком был Суворов?

2. Составь схему по прочитанному тексту в виде кластера, используя вопросы:
Кто? Где?Что сделал? Как ? Почему?

33 ПРОЕКТ

Письмо

Напиши творческое письмо герою рассказа (3-4 предложения).

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Извлекает конкретную отвечает на вопросы по содержанию текста:
информацию по — на первый; 1
содержанию 1 — на второй; 1
произведения о — на третий; 1
выдающемся человеке и — на четвёртый; 1
представляет ее в виде — на пятый; 1
схемы
— составляет схему соответственно вопросам; 1

Пишет творческое — пишет свободное письмо герою рассказа; 1
письмо 2 — о
бъем написанного текста соответствует 1
н
орме;

— соблюдает пунктуационные знаки в конце 1
предложений;

— соблюдает правила орфографии при 1
написании слов;

— выдерживает последовательность 1
изложения.

Всего баллов 11

34 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Выдающиеся личности»

ФИО обучающегося __________________________________________________

У
овень учебных достижений
Критерий оценивания р
Низкий Средний Высокий

Извлекает конкретную Затрудняется определить и Допускает ошибки в ответах на Верно отвечает на вопросы о
информацию по содержанию представить информацию по вопросы прочитанного текста / выдающемся человеке и
произведения о выдающемся содержанию произведения о представлении ее в виде схемы. представляет ее в виде схемы.
.
человеке и представляет ее в выдающемся человеке
виде схемы

Пишет творческое письмо Затрудняется написать Допускает ошибки в написании Пишет творческое письмо,
творческое письмо. творческого письма/ нарушает соблюдая объем,
стилистические/ пунктуационные/ стилистические,
орфографические ошибки. пунктуационные,
орфографические нормы.

35 Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть

1. Цель суммативного оценивания

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Литературное чтение» в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Литературное чтение» (в рамках обновления
содержания среднего образования) для 2-4 классов уровня начального образования (с
русским языком обучения)

3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Слушание и говорение – 10 мин
Чтение – 20 минут
Письмо – 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно

Количество баллов: 16

3.2. Структура теста

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и
третье – на проверку письма.

36 № Вид речевой Раздел Цель обучения Описание заданий Количество Общий
деятельности заданий балл

1-2 Слушание и Искусство 3.1.2.1 Пересказывать подробно/ Обучающийся слушает текст,
говорение выборочно содержание составляет план по вопросам и
произведения свободно или по пересказывает текст по цепочке в
совместно составленному плану/ группе. 1 6
драматизация

3 Чтение Выдающиеся 3.2.8.1 Извлекать конкретную Обучающийся выполняет задание
личности информацию по содержанию на основе прочитанного текста.
произведения из различных Задание направлено на
источников: иллюстрации/ самостоятельное чтение и
художественной литературы и нахождение определенной 1 4
представлять информацию в виде информации из текста.
схем

4 Письмо Искусство 3.3.3.1 Писать творческие работы в Обучающийся пишет творческую
форме постера/ проекта/ рекламы/ работу в форме рекламы/ 1 6
заметки/ презентации рекламного слогана.

37 4. Примеры вопросов и схемы выставления баллов.
Слушание и говорение

Прослушай рассказ и выполни задания.
[6]
Давным-давно, в старинном городке Вятке, в семье известного архитектора, Ивана
Чарушина, родился маленький мальчик. Назвали его Евгением. Он стал известным
писателем и художником. Как же это вышло?
В доме Чарушиных только и говорили, что о живописи и архитектуре. Ведь Иван
Чарушин был архитектором, он рисовал, вычерчивал красивые дома, мосты. Женя тоже
всегда что-то рисовал, с гордостью показывая свои картины папе. Отец одобрительно
поглаживал сына по плечу и улыбался.
С самого детства Женя помогал матери с домашними животными. Они вместе их
кормили, ухаживали за ними. В их доме перебывало множество зверей и птиц: белки, зайцы,
ежи. Они были лучшими друзьями мальчика. Женя играл с ними, внимательно наблюдая за
лесными жителями. Ему очень хотелось рисовать своих маленьких друзей. С тех пор только
и рисовал зверей да птиц. Когда Евгений окончил школу, то отправился в Академию
художеств, учиться живописи. Даже когда Евгений Чарушин вырос, то не прекратил
рисовать любимых с детства зверюшек. Лисы и медвежата, ежики и щенки — их он теперь
рисовал для детских книг, да еще и рассказы в этих книгах сам писал. Много книг для детей
написал и проиллюстрировал Евгений Чарушин. Вот так мальчик Женя стал известным
художником.

1. Работа в группах:

1) объединитесь в группы по 4 человека;
2) составьте план;
3) перескажите текст по цепочке соответственно плану .

Вопросы для составления плана.

1. Где и когда родился мальчик Женя?

____________________________________________________________________________

2. Как повлиял отец Иван Чарушин на становление будущего художника?

____________________________________________________________________________

3. Каким образом Женя помогал маме с домашними животными?

____________________________________________________________________________

4. Чем занимался Чарушин после окончания школы?
____________________________________________________________________________

38 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 Давно, в старинном городке Вятке, в семье 1 Принимаются
известного архитектора родился Е. Чарушин. альтернативные
ответы,
2 Отец Чарушина был архитектором, поэтому 1
соответствующие
альчик тоже стал рисовать.
мсодержанию текста.

3 Вместе с мамой они кормили, ухаживали за 1
животными.

4 После окончания школы Евгений отправился в 1
Академию художеств.

5 Пересказывает часть рассказа по плану. 1

Сохраняет логическую последовательность. 1

Всего баллов 6

Чтение
Прочитай текст и выполни задания.
[4]

КОГДА ЧАРЛИ ЧАПЛИН БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

Маленький Чарли Чаплин жил вместе с мамой и братом в Лондоне. Мама была
известной артисткой… Она всегда была весёлой и очень красивой, но потом стала часто
простужаться…
Однажды мама взяла пятилетнего Чарли с собой на выступление. Чарли остался за
занавесом, а мама вышла на сцену и начала петь. У неё как раз в этот вечер болело горло,
и голос неожиданно сорвался. Вместо красивого пения получилось хрипение и шипение.
Зрители стали смеяться.
Мама убежала со сцены за занавес. Тут же появился сердитый директор театра.
— Марш на сцену! — закричал он.
— Но у меня болит горло. Я не могу!
— Ах так! Вы не можете? Пусть тогда ваш сынок отрабатывает деньги! Вы говорили, что
он любит петь и представлять, — и директор театра вытолкал маленького Чарли Чаплина
на сцену.
Маленький Чарли не растерялся и запел шутливую песню. Не успел он допеть, как
публика стала бросать ему на сцену монеты.
Потом маленький Чарли начал изображать знаменитых артистов, кто как поёт…
Публика радовалась и аплодировала.
— Молодец, Чарли, ты меня просто спас, — сказала мама, смеясь и плача одновременно,
когда её сын вернулся за занавес.
Таким было первое выступление великого артиста Чарли Чаплина.

39 ПРОЕКТ

Ответь на вопросы.

1. Кем была мама Чарли Чаплина?
А) известной танцовщицей
В) известной художницей
С) известной артисткой
D) известной певицей

2. Почему мама Чарли Чаплина убежала со сцены? Подчеркните предложение в тексте.

3. Как вы оцениваете поступок Чарли Чаплина? Почему?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 С) известной артисткой 1

2 У неё как раз в этот вечер болело горло, и
голос неожиданно сорвался. 1

3 Примерный ответ обучающегося: 1 Принимаются
Дает оценку поступку героя: я считаю альтернативные
поступок мальчика смелым. ответы,
соответствующие
ргументирует ответ: потому что он не 1
Асодержанию текста.
побоялся выйти на сцену и выступить.

Всего баллов 4

Письмо [6]
Рассмотри иллюстрацию и выполни задание.

40 ПРОЕКТ

Задание

Придумай рекламу/ рекламный слоган/ заметку/ постер на тему «Известные
архитектурные сооружения». Озаглавь.

(Учитель на свое усмотрение может поместить любую иллюстрацию известного
архитектурного сооружения)

Опорные слова: Байтерек, символ Астаны, птица Самрук, сердце Евразии, злой Айдахар.

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 Примерный ответ обучающегося: 1 Принимаются
Байтерек альтернативные
ответы,
Байтерек – главный символ Астаны.
соответствующие
Байтерек – дерево жизни, на самой
одержанию темы.
вершине которого жила сказочная птица с
Самрук. Она откладывала золотое яйцо –
Солнце, дающее жизнь и надежду. А в это
время у корней дерева затаился голодный
дракон Айдахар, желая съесть яйцо. Это
означало смену лета и зимы, дня и ночи,
вечную борьбу Добра и Зла.

2 Записывает название. 1

3 Составленная реклама/ рекламный слоган/ 1
заметка/ постер соответствует тематике.

4 Использует опорные слова. 1

5 Использует слова-описания. 1

6 Записывает предложения, расставляя знаки 1
препинания.

Итого баллов 6

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к

41 ПРОЕКТ

дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

42 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Вода – источник жизни»

лушание и говорение
Вид речевой деятельности С

ересказывать подробно/ выборочно содержание
Цель обучения 3.1.2.1 П
произведения свободно или по совместно составленному
плану/ драматизация
3.1.4.2 Сопровождать речь иллюстрациями/ наглядностью/
демонстрацией фотографий/ картин/ приборов

бучающийся
Критерий оценивания О

Пересказывает выборочно содержание
произведения

• Сопровождает речь иллюстрациями

Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

н
Время выполнения 20 ми

Прослушай рассказ и выполни задания.
Мы живем, не задумываясь, откуда появляются вода и воздух. Но без этих важных
веществ невозможна жизнь на нашей планете. Если посмотреть на глобус, то видно, что
вода занимает большую поверхность земного шара. Вода окружает нас повсюду: на земле
это океаны, моря, реки, озера, ледники, каналы; в воздухе это облака, туман, пар.
В состав каждого живого организма входит вода. Например, в лососе весом 2 кг
содержится 1,5 кг воды, а в ели весом 100 кг — почти 80 кг, а вот медуза вообще состоит на
95% из воды.
В природе вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом,
газообразном.
Вода не только поит человека, но и кормит его. Без нее не приготовить еду,
лекарства, ткань. Это очень ценное, полезное вещество.

Задания

1. Выпиши ключевые слова и фразы из текста (не менее 4 слов)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2. В парах: перескажите эпизод, в котором говорится о свойствах и значении воды.
3. В парах: изобразите схематичные рисунки и расскажите, что вы узнали о воде.

43 ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Пересказывает выборочно 1 — выписывает не менее 4 –х ключевых слов 1
содержание произведения. из прослушанного текста;
2 — п
ересказывает указанный эпизод текста; 1

— использует ключевые слова и фразы из 1
текста;

— выражает свои мысли правильно, ярко; 1

— сохраняет построение предложений; 1

Сопровождает речь — делает схематичный рисунок; 1
иллюстрациями. 3 — п
ередает информацию при помощи 1
схематичного рисунка.

Всего баллов 7

44 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Вода – источник жизни»
ФИО обучающегося: ____________________________________________________

У
овень учебных достижений
Критерий оценивания р
Низкий Средний Высокий

Пересказывает выборочно Затрудняется при выборочном Допускает ошибки при определении Верно передает содержание
содержание произведения пересказе содержания ключевых слов текста/ допускает эпизода произведения и
пр
оизведения и определении неточности при выборочном выписывает ключевые слова
ключевых слов текста. пересказе содержания произведения. из текста.

Сопровождает речь Затрудняется раскрыть Допускает неточности при передаче Раскрывает информацию при
иллюстрациями информацию при помощи прослушанной информации с помощи схематичного
схематичного рисунка. помощью схематичного рисунка. рисунка.

45 Суммативное оценивание за раздел «Культура отдыха. Праздники»

тение. Письмо
Вид речевой деятельности Ч

равнивать эпизод художественного произведения с
Цель обучения 3.2.7.2 С
его отображением в иллюстрациях/ мультфильмах/ музыке
с помощью учителя

3.3.1.1 Составлять план на основе выявления
последовательности событий и деления произведения на
части, озаглавливать каждую часть (с помощью учителя)

бучающийся
Критерий оценивания О

Определяет соответствие/ несоответствие эпизода
художественного произведения с его отображением в
иллюстрациях на основе сравнения

• Составляет план прочитанного текста, озаглавливая
каждую часть

Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков

н
Время выполнения 25 ми

Чтение
Задания
1. Сравни эпизод художественного произведения с его иллюстрацией из мультфильма и
отметь, соответствует/ не соответствует ли эпизод картинке.

Эпизод Иллюстрация Соответствует (+)/
Не соответствует (-)

Ослик Иа-Иа стоял один-
одинешенек в заросшем лесу, и
думал о Серьезных Вещах.
«Почему?», а иногда: «По какой
причине?», а иногда даже так:
«Какой же отсюда следует
вывод?» Услышав тяжелые шаги
Винни-Пуха, Иа очень
обрадовался, что может на
минутку перестать думать и
просто поздороваться.

Сняв шнурок с крючка, он отнес

его Иа. Кристофер Робин прибил
хвост на место и Иа-Иа принялся
носиться по Лесу, с таким
восторгом размахивая хвостом,
что у Винни-Пуха защекотало во
всем теле и ему пришлось бежать
домой, чтобы подкрепиться.
Затем, утирая губы, он гордо
спел: «Кто нашел хвост? Я,
Винни-Пух! Я нашел хвост!»

46 ПРОЕКТ

Я шла по лесу, а он висел на

кустике. Я подумала, что там кто-
то живет и позвонила. Потом я
позвонила очень громко, и он
оторвался. Я решила, что он
никому не нужен, и взяла его
домой.
— Сова, — сказал Пух
торжественно, — он кому-то
очень нужен.
— Кому?
— Иа. Моему дорогому другу
Иа-Иа. Он… он очень любил его.

Сова жила в великолепном замке

«Каштаны». Да, это был не дом, а
настоящий замок. Во всяком
случае, так казалось медвежонку,
потому что на двери замка был и
звонок с кнопкой, и колокольчик
со шнурком.

Письмо
2. Прочитай рассказ и выполни задания.

Наурыз — один из древних праздников на Востоке. В этот день происходит
обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на
деревьях, прорастает зелень.
Праздничный дастархан накрывается в каждом доме. Главное угощение — «Наурыз
коже». Это особое блюдо, в которое входит семь компонентов: вода, мясо, соль, жир, мука,
злаки и молоко.
Наурыз всегда сопровождается весельем. Молодежь собирается у качелей — алтыбакан.
Все поют, танцуют, играют в национальные игры. На Наурыз часто проводятся соревнования
между юношами в борьбе, скачках, устраиваются айтысы, где соревнуются акыны.
Наурыз — праздник единства всех людей на Земле и природы, праздник гармонии,
света и добра!

Озаглавь текст и составь план.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________

47 ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Определяет соответствие/ 1 определяет соответствие/ несоответствие
несоответствие эпизода эпизода:
художественного 1
— первого эпизода;
произведения с его 1
— второго эпизода;
отображением в 1
— третьего эпизода;
иллюстрациях на основе 1
— четвертого эпизода;
сравнения

Составляет план 2 — озаглавливает текст; 1
прочитанного текста,
— заголовок пункта плана отражает 1
озаглавливая каждую часть в
ступительную часть;

— заголовок отражает содержание основной 1
части;

— заголовок отражает содержание 1
заключительной части.

Всего баллов 8

48 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Культура отдыха. Праздники»

ФИО обучающегося: _________________________________________________

У
овень учебных достижений
Критерий оценивания р
Низкий Средний Высокий

Определяет соответствие/ Затрудняется при определении Допускает неточности при Верно соотносит эпизод
несоответствие эпизода соответствия/ несоответствия определении соответствия/ художественного
художественного эпизода художественного несоответствия эпизода произведения с его
произведения с его произведения с его художественного произведения с его отображением в
отображением в отображением в иллюстрациях. отображением в иллюстрациях на иллюстрациях.
иллюстрациях на основе основе сравнения.

сравнения.

Составляет план Затрудняется составлять план Допускает смысловые ошибки при Верно составляет план
прочитанного текста, прочитанного текста, составлении плана прочитанного прочитанного текста,
озаглавливая каждую часть. озаглавливая каждую часть. текста/ трудно озаглавить текст. озаглавливая каждую часть.

49 Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть

1. Цель суммативного оценивания

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Литературное чтение» в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Литературное чтение» (в рамках обновления
содержания среднего образования) для 2-4 классов уровня начального образования (с
русским языком обучения)

3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Слушание и говорение – 10 мин
Чтение – 20 минут
Письмо – 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов: 16

3.2. Структура теста
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и
третье – на проверку письма.

50 № Навык Тема Цель обучения Описание заданий Количество Общий
заданий балл

1-2 Слушание Вода – источник 3.1.2.1 Пересказывать подробно / Обучающийся слушает текст и
/говорение жизни выборочно содержание выполняет задания для подготовки к
произведения свободно или по пересказу эпизода рассказа. 1 5
совместно составленному плану / Во время слушания обучающиеся
драматизация. могут делать записи.

3 Чтение Культура отдыха. 3.2.5.1 Определять приемы создания Обучающийся выполняет задания на
Праздники образа автором произведения основе прочитанного текста.
(портрет, характер героя, Задание
направлено на
выраженные через поступки и речь;
самостоятельное чтение и
мимика, жесты), оценивать его
выполнение заданий к тексту.
поступки, доказывая свое мнение 1 5

словами и выражениями из текста.

4 Письмо 4.3.4.1 Совершенствовать работу, Обучающийся пишет текст,
исправляя лексические и исправляя орфографические и 1 6
стилистические неточности, пунктуационные ошибки.
исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.

51 4. Примеры вопросов и схемы выставления баллов.

Слушание и Говорение [5]
Прослушай текст и выполни к нему задания. [5]

Рассказ о воде детям

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. Но без нее
ничто живое не может появиться, развиваться и существовать. Вода – это сама жизнь!
Взгляните на нее – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Тело
взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода
есть везде – в организме зверей и птиц, продуктах питания, растениях, почве и атмосфере.
Народы древности обожествляли воду. Когда древние люди хотели пожелать
собратьям чего-то доброго, они желали, кроме прочего, и «свежей воды».
Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно
пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.
Из космоса планета Земля кажется голубой планетой с островами суши. Но много на
нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Запасы пресной
воды на Земле ограничены.
Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!

1. Ответь на вопросы.
1) Когда древние люди хотели пожелать собратьям чего-то доброго, они желали…
А) свежей воды
В) чистой воды
С) чистого неба
D) холодной воды

2) Из космоса планета Земля …
А) выглядит круглой
В) кажется холодной
С) кажется окутанной облаками
D) кажется голубой планетой с островами суши

3) Найди верное утверждение:
А) вода содержится в каждой клеточке нашего организма
В) вода содержится в кровеносных сосудах человека
С) вода содержится во всех органах человека
D) все ткани организма состоят из воды

52 ПРОЕКТ

2. Расскажи для чего нужна вода? Докажи свою мысль фактами из текста.

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 А 1
D 1

А 1

2 Примерный ответ обучающегося: 1 Принимаются
альтернативные ответы,
Вода есть везде – в организме зверей и птиц, соответствующие
в продуктах питания, в разнообразных содержанию вопроса.

растениях, в почве, в атмосфере. Вода
необходима для производства продуктов
питания, и всего того, чем пользуется
человек. Ничто живое без воды не может
появиться, развиваться и существовать. Без
воды человек не проживёт и нескольких
дней. Воду надо беречь – это закон нашей
жизни!

Сохраняет логическую последовательность. 1

Всего баллов 5

Чтение [5]

Прочитай текст и ответь на вопросы.

ЖОНГЛЁР Александр Монвиж-Монтвид

Мы с мамой в цирке побывали
(Мечтал об этом с давних пор).
Артистов разных повидали,
И мне понравился жонглёр.
Подбрасывал тарелки в воздух,
И ни одной не уронил!
Я затаил дыханье просто,
Ему я хлопал, что есть сил!
Мне захотелось попытаться
Как вырасту, жонглёром стать.
Немного потренироваться,
А после в цирке выступать.
Достал тарелки я из шкафа,
И стал подбрасывать, как он…
Но падали тарелки на пол
И бились, издавая звон.
Наверно, глядя на жонглёра,
Секрет какой-то проглядел…

53 ПРОЕКТ

Эх, попадёт за это скоро!..
Жонглёром быть я расхотел!

1. О чём мечтал автор с давних пор?
А) побывать в кинотеатре
В) побывать в театре
С) побывать в цирке
D) побывать в опере

2. Чем понравилась профессия жонглёра автору стихотворения? Найди и подчеркни
строки.

3. Как автор создает образ своего героя? Найди и подчеркни словосочетания,
которые отражают поступки мальчика.
В цирке побывали, захотелось попытаться, в цирке выступать, стал подбрасывать,
секрет какой-то проглядел.

4. Можно ли выразить основную мысль стихотворения пословицей «Без труда-не

выловишь и рыбку из пруда»? Отметь «».

Да Нет

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 С) побывать в цирке 1

2 Подбрасывал тарелки в воздух, 1
И ни одной не уронил!

3 захотелось попытаться 1

секрет какой-то проглядел 1

4 Да 1

Всего баллов 5

Письмо
Спиши и определи границы предложений. [6]

Летние каникулы
Наступили летние каникулы мы поехали в деревню к бабушке мама и папа помогали
бабушке в саду я отправился гулять в лес хорошо в лесу светит яркое солнце, а воздух
наполнен ароматами цветов.

54 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
вопроса информация

1 Наступили летние каникулы. 1

2 Мы поехали в деревню к бабушке. 1

3 Мама и папа помогали бабушке в саду. 1

4 Я отправился гулять в лес. 1

5 Хорошо в лесу! 1

6 Светит яркое солнце, а воздух наполнен 1
ароматами цветов.

Всего баллов 6

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

55

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *