СОР Методические рекомендации по суммативному оцениванию Естествознание 6 класс


Методические рекомендации

по суммативному оцениванию

Естествознание

6 класс

1 ПРОЕКТ

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Естествознание» для
обучающихся 6 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень
достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения
суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания,
критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные
уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами
носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты,
видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-
сайтах.

2 ПРОЕКТ

Содержание

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ……………………………………………. 4

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ………………………………………….. 13

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ………………………………………….. 17

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ………………………………………….. 25

3 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел 6.1A «Мир науки»
еречислять объекты исследований естественных наук
Цель обучения 6.1.1.1 П
6.1.3.1 Проводить исследование по плану
6.1.3.2 Определять условия безопасного проведения исследования
6.1.5.1 Графически представлять полученные данные
6.1.6.1 Представлять полученные выводы в различной форме

бучающийся
Критерий оценивания О

Называет объекты исследований естественных наук

• Планирует эксперимент

• Определяет условия безопасного поведения при проведении
исследования

• Строит график по данным

• Формулирует вывод в письменной форме

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
авыки высокого порядка
Н

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Назовите, что является предметом изучения естественных наук.

Естественные науки Предмет изучения

Химия

Физика

Биология

География

2. Ученик смешал 20 г поваренной соли и 30 г древесных опилок.
Предложите план эксперимента по разделению смеси опилок и соли, чтобы их массы остались
неизменными.

1) _____________________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________________
5) _____________________________________________________________________________

4 ПРОЕКТ

3. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:

(а) Что делает ученик на рисунке? _________________
_______________________________________________
_______________________________________________

(b) Какие правила техники безопасности не соблюдает
ученик?
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________

4. Дана таблица «Численность населения 5 стран мира».

С
трана Численность
Ки
тай 1 384 160 000
Н
герия 188 500 000
и
ША 325 375 000
С
оссия 146 400 000
Р
разилия 207 709 000
Б
(a) Постройте график по предложенным данным.

(b) Сформулируйте вывод по графику.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

5 ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающиеся

Называет объекты 1 называет объекты исследования химии и 1
исследований физики;
естественных наук н
азывает объекты исследования биологии 1
и
географии;

Планирует эксперимент 2 составляет план эксперимента; 1
оп
ределяет необходимое оборудование и 1
растворы;

Определяет условия 3 определяет действия ученика; 1
безопасного проведения
зывает нарушения техники 1
исследования на
безопасности по картинке;

Строит график по данным 4(а) определяет масштаб и оси графика; 1

строит график по полученным данным; 1

Формулирует вывод в 4(b) делает вывод в письменной форме. 1
письменной форме

Всего баллов 9

6 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.1А «Мир науки»

ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий Уровень учебных достижений
оценивания
Низкий Средний Высокий

Называет объекты Затрудняется при Допускает ошибки при Называет обьекты
исследований определении определении обьектов исследования
естественных наук обьектов исследования физики естественных наук
иследования /химии /биологии
естественных наук /географии

Планирует Затрудняется при Допускает ошибки при Составляет план
эксперимент составлении плана составлении плана эксперимента
эксперимента эксперимента /
определении

оборудования и растворов

Определяет условия Затрудняется при Допускает ошибки при Определяет
безопасного определении определении действий условия
проведения нарушений техники ученика во время безопасного
исследования безопасности по эксперимента/ нарушений проведения
картинке техники безопасности по исследования

картинке

Строит график по Затрудняется при Допускает ошибки при Строит график по
данным построении графика определении масштаба, полученным
по полученным осей графика/ построении данным
данным графика по данным

Формулирует вывод Затрудняется при Допускает ошибки при Формулирует
в письменной формулировании формулировании вывода в вывод в
форме вывода в письменной письменной форме письменной
форме форме

7 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел 6.1B «Человек. Земля. Вселенная»

бъяснять свойства Земли
Цель обучения 6.2.2.2 О
6.2.4.2 Оценивать современные условия существования
человека на Земле
6.2.5.2 Читать географические карты, используя условные
знаки
6.2.5.4 Определять географические координаты

бучающийся
Критерий оценивания О

• Объясняет свойство Земли – магнетизм

• Описывает современные условия существования
человека на Земле

• Описывает географическую карту, используя условные
знаки

• Определяет географические координаты

Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. На рисунке изображено свойство Земли.

(a) Назовите это свойство: ______________________________________________________
(b) Опишите, в чем важность данного свойства планеты Земля.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

8 ПРОЕКТ

2. Человек живет в природной среде и изменяет эту среду.

Опишите происходящие изменения (положительные и отрицательные).
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

3. Дана карта Восточно-Казахстанской области.

(a) Назовите вид карты_________________________________________________________

9 ПРОЕКТ

(b) Опишите, что можно описать с помощью условных знаков на карте.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

4. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. Он на корабле вышел из Лиссабона и
прибыл в город Калькутту.
Определите координаты этих городов по физической карте.

Лиссабон:
Широта: _______________________
Долгота: _______________________

Калькутта:
Широта: _______________________
Долгота: _______________________

10 ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающиеся

Объясняет свойства Земли 1 называет свойство Земли; 1

описывает свойство планеты Земля; 1

Описывает современные 2 описывает положительное влияние 1
условия существования человека на природную среду;
человека на Земле
описывает отрицательное влияние 1
человека на природную среду;

Описывает географическую 3 определяет вид географической 1
карту, используя условные карты;
знаки оп
исывает карту с помощью 1
условных знаков;

Определять географические 4 определяет географические 1
координаты координаты Лиссабона;

определяет координаты Калькутты; 1

Всего баллов 8

11 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.1В «Человек. Земля. Вселенная»

ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий Уровень учебных достижений
оценивания
Низкий Средний Высокий

Объясняет свойства Затрудняется при Допускает ошибки Объясняет свойства
Земли обьяснении при определении Земли – магнетизм.
магнетизма /обьяснении
магнетизма

Описывает Затрудняется при Допускает ошибки Описывает
современные условия описании при описании современные
существования современных условий положительного / условия
человека на Земле существования отрицательного существования
человека на Земле влияния человека на человека на Земле
природную среду

Описывает Затрудняется при Допускает ошибки Описывает
географическую описании при определении географическую
карту, используя географической карты, вида карты / карту, используя
условные знаки используя условные описании условные знаки
знаки географической
карты, используя
условные знаки

Определяет Затрудняется Допускает ошибки Определяет
географические определять при определении географические
координаты географические географических координаты
координаты на картах. координат
Лиссабона /
Кулькутты.

12 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел 6.2А «Вещества и материалы»

троение и свойства веществ
Подраздел 3.1 С
3.2 Классификация веществ
3.3 Образование и получение веществ

азличать атомы и молекулы, простые и сложные вещества
Цель обучения 6.3.1.1 Р
6.3.1.2 Описывать фундаментальные частицы атома и их
расположение в атоме
6.3.2.2 Различать кислые, щелочные и нейтральные среды в живой и
неживой природе и определять среду с помощью
универсального индикатора
6.3.3.4 Называть и показывать крупные центры переработки
полезных ископаемых в Казахстане

бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет простые и сложные вещества, атомы и молекулы

• Называет фундаментальные частицы атома и показывает их
расположение в атоме

• Определяет среду раствора по изменению цвета индикатора

• Показывает на карте центры переработки полезных
ископаемых Казахстана

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 20 м
Задания

1. Дан рисунок: модели молекул азота, воды, метана.
Напишите, какие вещества относятся к простым и к сложным веществам.

Простые вещества ______________________________________________________
Сложные вещества ______________________________________________________

2. Определите, в каком предложении речь идёт о молекулах, а в каком об атомах.

13 ПРОЕКТ

________________ – мельчайшие частицы вещества, способные существовать самостоятельно,
сохраняющие его состав и химические свойства.
________________ – мельчайшие химически неделимые частицы, из которых состоят вещества.

3. Напишите обозначения к рисунку, используя предложенные термины: ядро, электроны,
протоны, нейтроны, электронные оболочки.

ядро

4. Зная, как изменяется цвет индикатора лакмуса в ниже предложенных растворах, определите
среду растворов.

Растворы Индикатор — Лакмус Среда раствора

Лимонный сок красный …

Огуречный сок фиолетовый …

Детский шампунь синий …

5. Рассмотрите карту Казахстана.

Отметьте города, где перерабатывают нефтепродукты.
________________________________________________________________________

Отметьте город, где перерабатывают железную руду.
________________________________________________________________________

Критерий оценивания № Дескриптор Балл

14 ПРОЕКТ

задания Обучающийся

Определяет простые и 1 называет молекулы простых и сложных 1
сложные вещества, атомы и веществ;
молекулы 2 оп
ределяет молекулы и атомы; 1

Называет фундаментальные 3 подписывает протоны, нейтроны; 1
частицы атома и показывает
одписывает электроны и электронные 1
их расположение в атоме п
оболочки на рисунке;

Определяет среду раствора по 4 определяет среду лимонного сока; 1
изменению цвета индикатора

определяет среду огуречного сока; 1

определяет среду детского шампуня; 1

Показывает на карте центры 5 показывает три города, в которых 1
переработки полезных перерабатывают нефтепродукты;
п
ископаемых Казахстана
оказывает город, в котором 1
п
ерерабатывают железную руду.

Всего баллов 9

15 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.2А «Вещества и материалы»
ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий
изкий Средний Высокий
оценивания Н

Определяет Затрудняется Допускает ошибки при Различает простые
простые и различать простые определении молекул и сложные
сложные и сложные простых / сложных вещества,
вещества, вещества, веществ / молекул / молекулы и атомы
молекулы и молекулы и атомы атомов
атомы

Называет Затрудняется Допускает ошибки при Называет
фундаментальные называть подписании фундаментальные
частицы атома и фундаментальные обозначений протонов частицы атома и
показывает их частицы атома и и нейтронов / показывает их
расположение в показывать их электронов и расположение в
атоме расположение в электронных оболочек атоме
атоме

Определяет среду Затрудняется Допускает ошибки при Определяет среду
раствора по определять среду определении среды раствора по
изменению цвета раствора по лимонного сока / изменению цвета
индикатора изменению цвета огуречного сока / индикатора
индикатора детского шампуня

Показывает на карте Затрудняется Допускает ошибки при Отмечает на карте
центры переработки отметить на карте определении по карте крупные центры
полезных крупные центры центров переработки переработки
ископаемых переработки нефтепродуктов / полезных
Казахстана по
лезных железной руды ископаемых

ископаемых Казахстана
Казахстана

16 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел
6.3А «Процессы в живой и неживой природе»

азличать типы питания организмов
Цель обучения 6.4.2.3 Р
6.4.2.4 Составлять сбалансированный рацион питания
6.4.2.6 Моделировать пути транспорта питательных веществ в
живых организмах
6.4.2.8 Называть продукты выделения у организмов

Критерий оценивания О
бучающийся

• Определяет тип питания человека

• Составляет сбалансированный рацион питания

• Моделирует путь транспорта сахара в организме

• Называет продукты выделения организмов

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 м
инут

Задания

1. (a) Определите тип питания человека.
Человек, по способу питания –
A) автотроф
B) гетеротроф
C) автотроф и гетеротроф, так как он ест и животную и растительную пищу
D) хемосинтетик, поскольку научился синтезировать органические вещества в лаборатории

(b) Объясните, чем отличается автотрофное и гетеротрофное питание.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

2. Определите, что нужно учитывать при составление рациона питания.
(a) Назовите не менее 2-х составляющих рациона питания.
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

(b) Выберите продукты для своего рациона питания.

17 ПРОЕКТ

А В С D

E F G H

___________________________________________________________________________

(с) Объясните, почему вы выбрали именно эти продукты. Приведите не менее 2 аргументов.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

3. Сахар (глюкоза) является основным источником энергии в организме.

Опишите путь транспорта сахара (глюкозы) в организме (Вставьте в текст нужные по смыслу
слова).
Опорные слова: двенадцатиперсная кишка, тонкая кишка, кровеносные, почки,
пищеварительная.

Сахар из булочки, попав в рот, движется
дальше по
_____________________________системе.
В ________________ он расщепляется до
глюкозы, всасывается в ____________ и
движется по ____________________ сосудам к
органам, а затем остатки сахара в крови
фильтруются в ______________________ и
выделяются из организма.

18 ПРОЕКТ

4. Выделение – это одно из основных свойств всех живых организмов.
Соотнесите организмы и их продукты выделения.

Растения А) Мочевина
В) Кислород
С) Углекислый газ
Животные D) Вода

Растения____________________________________
Животные __________________________________

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Определяет типы 1 определяет тип питания человека; 1
питания оп
исывает отличия автотрофного и 1
гетеротрофного типов питания;

Составляет 2 определяет 2 аргумента рационального питания; 1
сбалансированный
выбирает продукты для рациона питания; 1
рацион питания п
риводит 2 аргумента, объясняя свой выбор 1
продуктов;

Моделирует путь 3 описывает модель транспорта сахара в 2
транспорта сахара в организме;
организме

Называет продукты 4 называет продукты выделения растений; 1
выделения
организмов

называет продукты выделения животных. 1

Всего баллов 9

19 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.3А «Процессы в живой и неживой природе»

ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий
изкий Средний Высокий
оценивания Н

Определяет тип Затрудняется в Допускает ошибки Определяет типы
питания человека определении типов при определении питания и отличия
питания типов питания / автотрофного и
отличия гетеротрофного
автотрофного и питания
гетеротрофного
типов питания

Составляет Затрудняется в Допускает ошибки Определяет
сбалансированный определении при определении аргументы
рацион питания аргументов и первого / второго рационального
продуктов для аргумента питания и
рационального рационального выбирает
питания питания / продуктов продукты
для рационального
питания

Моделирует путь Затрудняется при Допускает ошибки Обозначает и
транспорта сахара в обозначении и при описании описывает путь
организме описании транспорта транспорта сахара в транспорта сахара
сахара в организме организме в организме

Называет продукты Затрудняется в Допускает ошибки Определяет
выделения определении при определении продукты
организмов продуктов выделения продуктов выделения выделения
растений / животных растений и
животных

20 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел
6.3В «Энергия и движение»

азывать и приводить примеры процессов,
Цель обучения 6.5.1.2 Н
протекающих с выделением и поглощением энергии
6.5.1.5 Предлагать альтернативные источники получения
энергии
6.5.2.3 Описывать строение скелета человека
6.5.2.4 Описывать строение мышц
6.5.2.5 Приводить примеры значения давления для живых
организмов

бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет процессы, протекающие с выделением и
поглощением энергии и приводит примеры

• Соотносит источники получения энергии с видами
энергии

• Определяет строение скелета человека

• Описывает строение мышц

• Приводит примеры значения давления для живых
организмов

Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1(a) Определите процесс, протекающий с поглощением энергии.
A) замерзание рек
B) горение дров в печке
C) превращение капельки воды в льдинку
D) понижение температуры воды в стакане

(b) Определите процесс, протекающий с выделением энергии.
A) нагревание солнцем воды в бассейне
B) закипание воды в чайнике над костром
C) приготовление пищи на газовой плите
D) нагревание тела человека после бега

2(а) Соотнесите источники энергии с энергией природы (покажите стрелочками в
таблице):

21 ПРОЕКТ

Ветровой Солнечная ГидроэлекТеплоэлектрПаровой Тепловой
двигатель батарея тростанция о двигатель двигатель
станция

энергия энергия энергия энергия энергия энергия
пара топлива топлива воды ветра солнца

(b) Какие из видов энергии относятся к возобновляемым?
_________________________________________________
_________________________________________________
3. Назовите и обозначьте отделы
скелета человека на рисунке.

4. Рассмотрите рисунки.

1 2 3

22 ПРОЕКТ

Определите типы мышечной ткани и опишите особенности строения каждой ткани.

Тип мышечной ткани Особенности строения мышечной ткани

1

2

3

5(а) Большая часть птиц в полете поднимается на высоту не
более 3000 метров, а некоторые птицы – до 8000 метров.
Укажите главную причину приспособляемости птиц высокого
полета.
___________________________________________________

(b) В Мировом океане ученые обнаружили морские
организмы, которые могут жить на глубине 7000 метров.
Укажите причину приспособленности глубоководных
организмов:
_____________________________________________ _____

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания
Обучающийся

Определяет процессы, 1 называет процесс, протекающий с 1
протекающие с выделением поглощением энергии;
и поглощением энергии и
называет процесс с выделением энергии; 1
приводит примеры

Соотносит источники 2 предлагает альтернативные источники 1
получения энергии с получения энергии;
видами энергии оп
ределяет возобновляемый 1
(альтернативный) вид энергии;

Определяет строение 3 называет скелет черепа и позвоночник; 1
скелета человека н
азывает скелет туловища и 1
конечностей;

Описывает строение мышц 4 описывает особенности строения 1
сердечной мышцы;

описывает особенности строения 1
скелетной мышцы;

описывает особенности строения гладкой 1
мышцы;

Приводит примеры 5 называет причину приспособляемости 1
значения давления для птиц высокого полета;
живых организмов на
зывает причину приспособленности 1
глубоководных организмов.

Всего баллов 11

23 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.3В «Энергия и движение»

ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий
изкий Средний Высокий
оценивания Н

Определяет Затрудняется назвать Допускает ошибки Определяет
процессы, процессы, протекающие с при определении процессы,
протекающие с выделением и процессов, протекающие с
выделением и поглощением энергии протекающих с выделением и
поглощением выделением / поглощением
поглощением энергии энергии
энергии и приводит
примеры

Соотносит Затрудняется при Допускает ошибки Соотносит
источники соотнесении источников при соотнесении источники
получения энергии получения энергии с источников получения получения энергии
с видами энергии видами энергии или при энергии с видами с видами энергии и
определении энергии / при определяет
возобновляемого определении возобновляемый
(альтернативного) вида возобновляемого вида (альтернативный)
энергии энергии вид энергии

Определяет Затрудняется при Допускает ошибки Определяет по
строение скелета определении отделов при определении рисунку отделы
человека скелета человека скелета черепа, скелета человека
позвоночника /
туловища и
конечностей

Описывает Затрудняется при Допускает ошибки Описывает
строение мышц описании особенностей при описании особенности
строения мышц особенностей строения мышц
строения мышц:
сердечной/
скелетной/гладкой

Приводит примеры Затрудняется приводить Допускает ошибки Приводит
значения давления примеры значения при определении примеры значения
для живых давления для живых причин давления для
организмов организмов приспособляемости живых
птиц высокого полета организмов
/ глубоководных
организмов

24 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 6.4А «Экология и устойчивое развитие»

бъяснять переход энергии и веществ в экологической
Цель обучения 6.6.1.3 О
пирамиде
6.6.2.1 Использовать характерные особенности организмов для
определения видов растений и животных
6.6.2.2 Исследовать многообразие живых организмов в различных
экосистемах
6.6.3.1 Анализировать причины некоторых экологических
проблем своего региона

Обучающийся
Критерий
оценивания •
Объясняет переход энергии и веществ в экологической
пирамиде

• Использует характерные особенности организмов для
определения видов растений и животных

• Сравнивает многообразие живых организмов в экосистемах
озера и океана

• Анализирует причины некоторых экологических проблем
своего региона

Знание и понимание
Уровень
Применение
мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. На рисунке представлена экосистема.
(a) Используя данные на рисунке, составьте экологическую пирамиду.

25 ПРОЕКТ

(b) Объясните переход энергии и веществ в экологической пирамиде.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

2. На рисунке показаны насекомые.

Назовите одну общую особенность насекомых, показанную на данном рисунке.

Напишите название каждого насекомого, используя «ключ» для определения четырех
насекомых.

26 ПРОЕКТ

Ключ Название насекомого

1 (a) тело имеет полосы перейти к 2
(b) тело не имеет полос перейти к 3

2 (a) голова длинная и узкая Долгоносик
(b) голова широкая и закругленная Колорадский жук

3 (a) усики длиннее ширины головки Жук Листоед
(b) усики короче ширины головки Божья коровка

А ____________________________ В ___________________________
С ____________________________ D ___________________________

3. Сравните многообразие живых организмов в экосистеме озера и океана.

Экосистема озера Экосистема океана

______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

4. Проанализируйте отрицательное влияние человека на природу в вашем регионе.
Определите последствия этих проблем.
Предложите пути решения этих проблем. Свои ответы запишите в таблицу.

Форма влияния Последствия Пути решения проблемы
человека влияния
(отрицательное)

27 ПРОЕКТ

Критерий № задания Дескриптор Балл
оценивания
Обучающийся

Объясняет переход 1 составляет экологическую пирамиду; 1
энергии и веществ в
объясняет переход энергии и веществ в 1
экологической
кологической пирамиде;
пирамиде э

Использует 2 называет одну общую особенность 1
характерные насекомых;
особенности
определяет насекомых, используя 1
организмов для
характерные особенности организмов;
определения видов
растений и животных

Сравнивает 3 называет различные организмы в 1
многообразие живых экосистемах озера и океана;
организмов в
сравнивает многообразие живых 1
экосистемах озера и
организмов;
океана

Анализирует 4 называет экологическую проблему; 1
причины некоторых
определяет последствия этой проблемы; 1
экологических
предлагает пути решения проблемы. 1
проблем своего
региона

Всего баллов 9

28 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.4А «Экология и устойчивое развитие»

ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий
изкий Средний Высокий
оценивания Н

Объясняет переход Затрудняется Допускает ошибки Составляет
энергии и веществ в составить при составлении экологическую
экологической экологическую экологической пирамиду,
пирамиде пирамиду, переход пирамиды объясняет переход

энергии и веществ в /объяснении энергии и веществ
экологической перехода энергии и в экологической
пирамиде веществ в пирамиде

экологической
пирамиде

Использует Затрудняется назвать Допускает ошибки Называет одну
характерные одну общую при определении общую
особенности особенность общей особенности особенность
организмов для насекомых, насекомых / насекомых и
определения видов определить определении определяет
растений и животных насекомых, используя насекомых, насекомых,
используя используя
характерные
характерные характерные
особенности
собенности особенности
организмов о
организмов организмов

Сравнивает Затрудняется при Допускает ошибки Сравнивает
многообразие живых сравнении при сравнении многообразие
организмов в многообразия живых многообразия живых организмов
экосистемах озера и организмов в живых организмов в в экосистемах озера

океана экосистемах озера и экосистемах озера / и океана
океана океана

Анализирует причины Затрудняется Допускает ошибки Анализирует
некоторых анализировать при определении причины
экологических
причины некоторых экологической некоторых
проблем своего
экологических проблемы своего экологических
региона п
роблем своего региона / проблем своего
региона последствий этой региона
проблемы / в
решении проблемы

29 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел 6.4В «Открытия, меняющие мир»

бсуждать значение открытий, изменивших мир
Цель обучения 6.7.1.1 О
6.7.1.2 Обсуждать вклад казахстанских учёных в развитие
естественных наук
6.7.1.3 Прогнозировать направления развития исследований
науки в будущем

бучающийся
Критерий оценивания О

• Описывает значение открытий, изменивших мир

• Определяет вклад казахстанских учёных в развитие
естественных наук

• Описывает направления развития исследований науки в
будущем

Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Галилео Галилей в 1609 году изобрёл первый в мире телескоп. Это изобретение изменило
представление человечества о Вселенной.
Опишите на примерах, что узнало человечество, благодаря телескопу.
(a)_________________________________________________________________________
(b)_________________________________________________________________________
(c)_________________________________________________________________________

2. Ответьте на вопросы в таблице:

Вклад казахстанских ученых в развитие Вопрос:
естественных наук

Айтхожин Основатель молекулярной биологии 1) Что изучал ученый?
Мурат и биотехнологии в Казахстане. Он
Абенович одним из первых в мировой науке
провёл сравнительное изучение
аппарата, производящего белок у
высших организмов.

Бияшев Академик Бияшев Г.З. известен 2) Каков результат трудов
Гакаш работами по биологии развития и Бияшева Г.З.?
Закиевич г
енетике сахарной свеклы.
(1906-1987) Результаты исследований широко
применяются в основных зонах
свекловодства Казахстана.

30 ПРОЕКТ

Удольская Работы Удольской по селекции 3) Какова цель работы
Надежда пшеницы, изучению Удольской Н.Л.?
Львовна засухоустойчивости злаков высоко
(1903-1986) оценили известные советские
учёные.

3. Напишите эссе (25-30 слов) по прогнозированию исследований в ближайшем будущем
«Ученые будут исследовать проблему….. , в области……..потому что…..».
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания
Обучающийся

Описывает значение 1 приводит первый пример значения телескопа; 1
открытий, изменивших
риводит второй пример значения телескопа; 1
мир п
приводит третий пример значения телескопа; 1

Определяет вклад 2 определяет вклад Айтхожин М.А. в развитие 1
казахстанских учёных в естественных наук;
развитие естественных
определяет вклад Бияшева Г.З. в развитие 1
наук ест
ественных наук;

определяет вклад Удольской Н.Л. в развитие 1
естественных наук;

Описывает направления 3 описывает область развития исследований 1
развития исследований науки в будущем;
науки в будущем п
редлагает проблему исследования; 1

демонстрирует актуальность развития 1
исследований.

Всего баллов 9

31

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.4В «Открытия, меняющие мир»

ФИО обучающегося _______________________________________

Критерий
изкий Средний Высокий
оценивания Н

Описывает значение Затрудняется Допускает ошибки в Описывает на
открытий, описать на описании примерах значение
изменивших мирпримерах первого/второго/третьего открытия телескопа

значение примера
значения
открытия
открытий, телескопа
телескопа

Определяет вклад Затрудняется Допускает ошибки при Определяет вклад
казахстанских учёных определить определении вклада казахстанских
в развитие вклад Айтхожина М.А./ Бияшева ученых в развитие
естественных наук казахстанских Г.З. / Удольской Н.Л. в естественных наук
ученых в развитие естественных
развитие наук
естественных
наук

Описывает Затрудняется Допускает ошибки при Прогнозирует
направления развития прогнозировать описании области развитие
исследований науки в развитие развития исследований / исследований науки
будущем исследований проблемы исследования / в будущем
науки в будущем актуальности развития
исследований науки в
будущем

32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *