СОР Методические рекомендации по суммативному оцениванию Естествознание 3 класс


Методические рекомендации по суммативному оцениванию

Естествознание

3 класс

ПРОЕКТ

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Естествознание» для
обучающихся в 3 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со
схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для
проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.

2 ПРОЕКТ

Содержание

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………….. 4

Суммативное оценивание за раздел «Живая природа. Растения» ……………………………………… 4

Суммативное оценивание за раздел «Живая природа. Животные» …………………………………… 7

СПЕЦИФИКАЦИЯСУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ……………………. 10

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………………… 16

Суммативное оценивание раздел «Живая природа. Человек» ………………………………………… 16

Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства. Воздух» …………………………. 19

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ …………………… 22

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ……………………… 28

Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства» ………………………………………. 28

Суммативное оценивание за раздел «Земля. Космос. Пространство и время»…………………. 31

Суммативное оценивание за раздел «Физика природы» …………………………………………………. 34

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ …………………… 37

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ……………………… 43

Суммативное оценивание за раздел «Физика природы» …………………………………………………. 43

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ …………………… 46

3 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оцениваниеза раздел «Живая природа. Растения»

астения
Подраздел 2.1 Р

Объяснять выделение кислорода растениями в
Цель обучения 3.2.1.1
процессе фотосинтеза
3.2.1.2 Объяснять, способы приспособления растений к
различным условиям окружающей среды (тепло,
свет и влага)
3.2.1.4 Объяснять влияние человеческой деятельности на
многообразие растений

бучающийся
Критерий оценивания О
Называет процесс фотосинтеза
Определяет растения по условиям их произрастания
Определяет деятельность человека, отрицательно
влияющую на многообразие растений

Применение
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задание 1
Посмотри на рисунок и подумай! Как происходит процесс фотосинтеза? Запиши, что
растения поглащают и что выделяют.

4 ПРОЕКТ

Задание 2
К какой группе относится растение на картинке? Укажи ().

тенелюбивые

светолюбивые

теневыносливые

Как это растение приспосабливается к условиям окружающей среды?
Напиши.______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Задание 3

Отметь
() влияние деятельности человека на многообразие растений.

1) Чрезмерное собирание растений для букетов

2) Выведение новых сортов растений

3) Сохранение природных сообществ

4) Выращивание растений из семян

5) Загрязнение водоёмов

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Называет поглощает углекислый газ; 1
процессфотосинтеза 1
выделяет кислород; 1

Определяет растенияпо определяет теневыносливое растение; 1
условиям их 2 об
ясняет приспособление земляники; 1
произрастания ъ

Определяет деятельность определяет положительное влияние
человека, отрицательно человека на многообразие растений:
влияющую на 3 — п1
ервое;
многообразие растений — в1
торое;
— третье. 1

Всего баллов 7

5 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Живая природа. Растения»

ФИО обучающегося ______________________________________________

овень учебных достижений
Критерий У
р
оценивания №
редний Низкий
изкий С
задания Н

Называетпроцесс 1 Затрудняется описать Допускает ошибки в описании Верно описывает процесс
фотосинтеза. процесс фотосинтеза. процесса фотосинтеза фотосинтеза.

Определяет растения по 2 Затрудняется соотнести Верно определяет группы
Допускает ошибки при
условиям их произрастания названия растений с и описывает
определении группы/ описании
условиями их приспособления растений.
испособления растений.
произрастания. пр

Определяет деятельность 3 Затрудняется определить Допускает ошибки в определении Верно определяет
человека, отрицательно влияние человеческой положительного влияния деятельность человека,
влияющую на многообразие деятельности на человеческой деятельности на положительно влияющую
растений. многообразие растений. многообразие растений. на многообразие
р
астений.

6 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Живая природа. Животные»

ивотные
Подраздел 2.2 Ж

лассифицировать животных на позвоночные и
Цель обучения 3.2.2.1 К
беспозвоночные
3.2.2.2 Различать животных по среде обитания
3.2.2.6 Определять виды деятельности человека,
приводящие к изменению численности животных

бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет тип животных по особенностям
строения

• Определяет среду обитания животных

• Приводит примеры деятельности людей,
влияющие на популяцию животных на планете

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 20 м

Задание 1
К какому типу животных по особенностям строения относится
улитка?

_______________________________________________________

К какому типу животных по особенностям строения относится
слон?
______________________________________________________

Задание 2
Соотнеси названия животных с их средой обитания

Во
к
л
да
Во
ождевой червь
Д

уши — воздух
С
азан
С

чва
По
оробей
В

7 ПРОЕКТ

Задание 3

1) Приведи один пример действия людей, который способствует уменьшению
численности животных напланете.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

2) Что предпринимают люди для увеличения численности животных на планете?
Запиши.______________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Определяет тип определяет тип животных:
животных по — первое животное; 1
1
особенностям строения — второе животное; 1

Определяет среду определяет животных,обитающих в воде; 1
обитания животных
ределяет животных,обитающих на суше; 1
2 оп

определяет животных, обитающих в почве; 1

Приводит примеры приводит 1 пример влияния человека на 1
деятельности людей, увеличение численности животных;
влияющие на
3
приводит 1 пример влияния человека на 1
популяцию животных на
меньшение численности животных.
планете у

Всего баллов 7

8 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Живая природа. Животные»

ФИО обучающегося ______________________________________________

ровень учебных достижений
У
Критерий №
адания
оценивания з
изкий Средний Высокий
Н

Определяет тип Затрудняется установить тип Допускает ошибки в Верно определяет к
животных по животных. определении типа животных. какому типу относится
особенностям животное.
строения 1 .

Определяет среду
Затрудняется определить Допускает ошибки в Верно определяет
обитания животных ж
вотных, связанные с определении животных, животных, связанные с
и
енением среды обитания. обитающих в воде / суше / изменением среды
2 изм
о
почве.битания.

Приводит примеры 3атрудняется привести Допускает ошибки в Приводит примеры
деятельности людей, примеры деятельности определении деятельности людей,
влияющие на людей,показывающих деятельности людей, показывающих влияние
популяцию животных влияние человека на показывающих влияние человека на увеличение и
на планете 3 увеличение и уменьшение человека на увеличение / уменьшение численности
численности животных на уменьшение численности животных на планете.
планете. животных на планете.

9 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯСУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Естествознание»в 3классе.

2. Документ, определяющий содержание суммативногооценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания
среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).

3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 16

3.2. Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 6 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.

10 ПРОЕКТ

№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание/тип заданий Количество Общий
заданий балл

1 Раздел 2 Живая природа 2.1 Растения 3.2.1.1Объяснять выделение Обучающийся выполняет 1 1
кислорода растениями в задание закрытого типа с
процессе фотосинтеза. множественным выбором ответа.

3.2.1.2Объяснять, способы 1 2
приспособления растений к
различным условиям
окружающей среды (тепло, свет
и влага)

3.2.1.5Определять роль Красной Обучающийся выполняет 1 3
книги в сохранении редких и задание открытого типа с
ра
исчезающих растенийзвернутым ответом.

2.2 Животные 3.2.2.1Классифицировать Обучающийся выполняет 1 4
животных на позвоночные и задание закрытого типа с
ножественным выбором ответа.
беспозвоночные м

3.2.2.4 Исследовать взаимосвязь 1 3
между растениями и
животными

3.2.2.6Определять виды Обучающийся выполняет 1 3
деятельности человека, задание открытого типа с
приводящие к снижению кратким выбором ответа.
численности животных

Всего баллов 6 16

11 ПРОЕКТ

4. Примеры вопросов и схема выставления баллов

Задания суммативного оценивания за 1 четверть

1. Определи, что из перечисленных образуется в процессе фотосинтеза? [1]

A) свет
B) вода
C) кислород
D) углекислый газ

2. Выбери и укажи (
), как приспособилась верблюжья колючка к
засухоустойчивой среде обитания. [2]

Широкие листья Длиннный корень

Узкие малочисленные листья Короткий корень

3. Объясни, для чего предназначена эта книга. Почему её так назвали? Запиши. [3]

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Запиши названия двух растений, занесенных в красную книгу.

1.____________________________________________________
2.____________________________________________________

4. Выбери и укажи (
) верное утверждение. [4]

Утверждения Да Нет

1) Дождевой червь – беспозвоночное
ж
ивотное.

12 ПРОЕКТ

2) Суслик – безпозвоночное животное.

3) Муха – позвоночное животное.

4) Лиса – позвоночное животное.

5. Какая связь существуе
т между растениями и животными? Укажи «». [3]

А) Растения обогащают воздух кислородом для дыхания.

В) Растения служат пищей для многих животных.

С) Животные зависят друг от друга.

D) Животные опыляют растения.

6. Запиши ответы на вопросы. [3]

1) Какая деятельность человека может стать причиной уменьшения численности

животных?____________________________________________________________

2) Какая деятельность человека может быть полезной для увеличения численности

животных? ____________________________________________________________

3) Какой вред приносят пожары животным?__________________________________

13 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

ополнительные
№ Ответ Балл Д
рекомендации

1 С 1

2 Узкие малочисленные листья 1

Длиннный корень 1

Красная книга – сигнал опасности. Он Принимаются
предупреждает о том, что животные и растения альтернативные
того или иного вида находятся в опасности, что их 1 ответы,
3 н соответствующие
адо особенно бережно охранять.
за
данию.
П
одснежник/ одуванчик/ лилия/ пион степной/ 2 За каждый правильно
тюльпан Регеля/ тюльпан двуцветковый/ полынь названный цветок
цитварная/ шиповник Павлова… ставится 1 балл.

4 1) Да 1
2) Н
ет 1

3) Нет 1

4) Да 1

За каждый
правильный ответ
3 ставится 1 балл.

5

1) Лесные пожары, охота на животных/ Принимаются
осушение болот/ вырубка лесов/ распашка альтернативные
земель/ строительство дорог/ городов/ ответы,
6 плотин/ загрязнение окружающей среды… 3 соответствующие
2) Создание заповедников/ парков/ принятие
заданию.
законов об охране и защите/ занесение в
За каждый
Красную книгу… пр
авильный ответ
3) В огне и дыме гибнет большое количество
ставится 1 балл.
насекомых, зверей, мелких птиц./ Пожар

уничтожает их жилища, яйца, детенышей./
Отсутствует пища для животных…

Всего баллов 16

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя

14 ПРОЕКТ

разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

15 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание раздел «Живая природа. Человек»

еловек
Раздел 2.3 Ч

Определять расположение внутренних
Цель обучения 3.2.3.1
органов человека
3.2.3.3 Описывать дыхательную систему и ее роль в
организме человека

бучающийся
Критерий оценивания О

• Называет расположение внутренних органов
человека

• Определяет и описывает значение
дыхательной системы

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

нут
Время 15 ми

Задание 1

Рассмотри иллюстрацию. Напиши название внутренних органов человека.

16 ПРОЕКТ

Задание 2
Напиши название органов дыхательной системы человеака.

Какую роль выполняют лёгкие? Объясни.

_________________________________________________________________________

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Называет определяет внутренние органы человека:
расположение 1 орган 1
внутренних органов 2 орган 1
человека 1 3 орган 1
4 орга
н 1

Определяет и определяет органы системы дыхания:

описывает значение 1 орган 1
дыхательной системы 2 2 орган 1
н 1
3 орга
4 орган 1
объясняет роль лёгких. 1

Всего баллов 9

17 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Живая природа. Человек»

ФИО обучающегося: ______________________________________________

Уровень учебных достижений
Критерий №
адания
оценивания з
изкий Средний Высокий
Н

Называет Затрудняется обозначить Допускает ошибки при Верно обозначает все внутренние
расположение 1 внутренние органы обозначении легких / сердца / органы человека
внутренних органов человека печени / кишечника.
человека

Определяет и Затрудняется обозначить и Допускает ошибки при Верно обозначает органы
описывает значение описать значение обозначении органов дыхания и описывает их
дыхательной системы дыхательной системы дыхательной системы: носовая значение.
2 п
олость/ трахея/ бронхи/
легкие/ описании значения
дыхательной системы.

18 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства. Воздух»

ипы веществ
Подраздел 3.1 Т
3.2 Воздух
3.3 Вода

лассифицировать вещества
Цель обучения 3.3.1.1 К
по происхождению и агрегатному состоянию
3.3.2.1 Описывать состав воздуха
3.3.3.6 Объяснять важность воды для жизни

бучающийся
Критерий оценивания О

• Группирует вещества
по происхождению и агрегатному состоянию

• Определяет состав воздуха

• Описывает важность значения воды для
жизнедеятельности человека

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

нут
Время 15 ми

Задание 1
Определи естественные и искусственные тела. Запиши по 1 примеру.

Тела

скусственные тела
Естественные тела И

____________________

____________________

В каких состояниях бывают вещества? Напиши.

_________________________________________________________________

19 ПРОЕКТ

Задание 2
Какие газы входят в состав воздуха? Запиши их названия.

Задание 3

Приведи 1 пример, доказывающий важность значения воды для жизнедеятельности
человека.

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Группирует вещества приводит пример естественных тел; 1
1
по происхождению и
приводит пример искусственных тел; 1
агрегатному состоянию о
пределяет 3 состояния веществ; 1

Определяет состав 2 определяет состав воздуха:
воздуха 1 элемент; 1
2 элемент; 1
3 элемент; 1

Определяет важность 3 приводит пример о важности значения 1
значения воды для воды.
жизнедеятельности
человека

Всего баллов 7

20 ПРОЕКТ

Рубрика предоставления информации для родителей по разделу «Вещества и их свойства»

Фамилия ,имя обучающегося__________________________________________________________

Критерий оценивания №
Уровень учебных достижений
задания
Низкий Средний Высокий

Группирует вещества 1 Затрудняется определить Допускает ошибки при Верно определяет вещества
по происхождению и вещества по происхождению и определении веществ по по происхождению и
агрегатному состоянию. агрегатному состоянию. происхождению/ агрегатному агрегатному состоянию.
состоянию.

Определяет состав воздуха. 2 Затрудняется определить Допускает ошибки при Верно определяет состав
состав воздуха. определении азота / кислорода / воздуха.
углекислого газа в составе
воздуха.

3 Затрудняется привести Допускает ошибки при Верно приводит пример,
Определяет важность
пример, доказывающий приведении примера, доказывающий важность
значения воды для
важность значения воды для доказывающий важность значения воды для человека.
жизнедеятельности
еловека. значения воды для человека..
человека. ч

21 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Естествознание» в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания
среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).

3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 16

3.2. Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.

22 ПРОЕКТ

№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание/тип заданий Количество Общий
заданий балл

1 Раздел 2 Живая 2.3 Человек 3.2.3.2 Описывать роль системы Обучающийся выполняет
природа пищеварения человека в получении задание открытого типа с 1 2
развёрнутым ответом
энергии для жизнедеятельности

Обучающийся выполняет
3.2.3.4 Описывать кровеносную систему
адание открытого типа с 1 4
и ее роль в организме человека з
атким ответом.
кр

3.2.3.5 Объяснять способы защиты Обучающийся выполняет 1 1
организма человека от болезней и задание открытого типа с
инфекций. развернутым ответом.

Раздел 3 3.1 Типы 3.3.1.1 Классифицировать вещества по Обучающийся выполняет 1 3
2 Вещества и их веществ происхождению и агрегатному задание открытого типа с
свойства
состоянию.. кратким ответом.

бучающийся выполняет 1 3
3.2 Воздух 3.3.2.1 Описывать состав воздуха О
задание на соответствие.

Обучающийся выполняет 1 2
3.3.3.2 Сравнивать основные природные
дания закрытого типа с
источники воды за
множественным выбором
3.3.3.4 Предлагать различные способы
твета.
истки воды о
3.3 Вода оч

Обучающийся выполняет 1 1
3.3.3.3 Объяснять необходимость
задание открытого типа с
бережного использования питьевой
атким ответом.
воды; кр

Всего баллов 6 16

23 ПРОЕКТ

4. Примеры вопросов и схемы выставления баллов

Задания суммативного оценивания за 2 четверть

1. Запиши ответы на вопросы.

1) Какие органы участвуют в переваривании пищи?

_______________________________________________________________

2) Какое значение в жизни человека имеет питание?

____________________________________________________________________

[2]

2. Дополни предложения.

1) Кровеносная система человека состоит из

органов______________________________________________.

2) Кровь снабжает организм_______________________________.

Уносит из организма___________________________________.

[4]

3. Как человек может защитить свой организм от болезней и инфекций? Приведи 1
пример.

[1]

________________________________________________________________________

4. Приведи примеры твёрдых, жидких и газообразных тел. Заполни схему.

остояние
С
еществ
в

вердое газообразное жидкое
т

[3]

24 ПРОЕКТ

5. Соедини газовый состав воздуха с процентным соотношением.

от 21%
Аз

ислород 1%
К

глекислый газ и
У
другие газы 78%

[3]

6. Укажи верный ответ.

Как называются природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной
поверхности?
А) реки
В) озёра
С) ручей
D) родники

В природе хорошим фильтром для воды служит
А) камень
B) глина
C) почва
D) песок
[2]

7. Как можно бережно и экономно расходавать воду? Приведи пример.

_______________________________________________________________________________

[1]

Схема выставления баллов

ополнительные
№ Ответ Балл Д
рекомендации

1 Желудок/ глотка/ ротовая полость/ пищевод/ 1 Принимаются не менее 3-
кишечник. х названий.

25 ПРОЕКТ

Примерные ответы обучающегося. 1 Принимаются краткие и
Пища для человека является источником энергии/ полные ответы.
человеку необходимо питаться, чтобы расти, Принимаются
двигаться/ хорошо думать, не уставать… ал
ьтернативные ответы,
которые соответствуют
содержанию вопроса.

сердце; 1
2 сосуды; 1
кислородом/ питательными веществами; 1
углекислый газ/ вредные вещества. 1

3 Примерные ответы обучающегося. Принимаются
Соблюдать правила личной гигиены/ заниматься 1 альтернативные ответы,
спортом/ есть больше фруктов и овощей. которые соответствуют
содержанию вопроса.

Примерные ответы обучающегося. Принимаются любые
Твёрдые: камень/ кирпич/ карандаш/ книги. верные альтернативные
4 Газообразные: кислород/ природный газ 3 ответы.
Жидкие: вода/ молоко/ бензин

За каждое правильное
соотнесение ставится 1
5 3 балл.

В 1
6 D 1

Примерные ответы обучающегося. Принимаются
Воду нужно использовать бережно. Не загрязнять 1 альтернативные ответы,
7 и не тратить напрасно/ Не забывать закрывать которые соответствуют
кран./ На отдыхе – не засорять, не загрязнять содержанию вопроса.
водоёмы./ Вместо ванны мыться под душем.

Всего баллов 16

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к

26 ПРОЕКТ

дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

27 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства»

риродные ресурсы
Подраздел 3.4 П

сследовать основной состав почвы (песок, глина,
Цель обучения 3.3.4.2 И
остатки растений и животных, вода, воздух)
3.3.4.3 Определять основные свойства почвы

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет состав почвы

• Называет свойства почвы

инут
Время выполнения 15 м

Задание 1

Определи состав почвы. Заполни схему.

С
остав почвы

Задание 2

Какими свойствами обладает почва? Приведи 2 примера.

1) ___________________________________

2) ___________________________________

28 ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Определяет состав 1 определяет состав почвы:
почвы 1 элемент; 1
2 элемент; 1
3 элемент; 1
4 элемент; 1
5 элемент; 1

Называет свойства записывает 1 свойство почвы; 1
почвы 2
записывает 2 свойство почвы. 1

Всего баллов 7

29 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Вещества и их особенности. Природные ресурсы»

ФИО обучающегося ______________________________________________

Уровень учебных достижений
Критерий №
адания
оценивания з
Низкий Средний Высокий

Определяет состав З
атрудняется определить Допускает ошибки в Верно определяет состав
почвы. со
ав почвы. определении состава почвы: почвы.
1 ст
песок/ глина/ остатки растений

и животных/ вода/ воздух.

Называет свойства З
атрудняется определить Затрудняется в определении Верно определяет свойства
почвы св
йства почвы. свойств почвы. почвы.
о
2

30 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Земля. Космос. Пространство и время»

емля
Подраздел 4.1 З
4.2 Космос

бъяснять и графически изображать сферы Земли
Цель обучения 3.4.1.1 О
3.4.2.1 Рассказывать о некоторых значимых событиях в
освоении космоса
3.4.2.2 Объяснять значение космоса в развитии
человечества

бучающийся
Критерий оценивания О

• Называет и описывает сферы Земли

• Называет значимые события в освоении космоса

• Определяет значение космоса в развитии
человечества

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 15 м

Задание 1
Рассмотри рисунок. Какие сферы есть у нашей планеты? В указанных стрелкой местах
запиши названия сфер.

Что такое биосфера? Напиши.

____________________________________________________________________________

31 ПРОЕКТ

Задание 2
Запиши ответы на вопросы.

• Запиши имя первого казахстанского космонавта _____________________________

• В каком году он полетел в космос?_________________

• Почему человек исследует космос?________________________________________

Критерий оценивани № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Называет и описывает определяет атмосферу; 1
сферы Земли 1 о
пределяет гидросферу; 1
о
пределяет литосферу; 1

описывает биосферу ; 1

Называет значимые записывает имя первого казахстанского 1
события в освоении космонавта;
космоса. з
аписывает дату полета; 1
Определяет значение о
писывает, для чего человек исследует 1
космоса в развитии 2 к
осмос.
человечества.

Всего баллов 7

32 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел«Земля. Космос. Пространство и время»

ФИО обучающегося ______________________________________________

Уровень учебных достижений
Критерий №
оценивания задания
Низкий Средний Высокий

З
Называет и описывает атрудняется определить Допускает ошибки при Верно определяет и

сферы Земли и описать оболочки определении/ описании описывает оболочки Земли.
1
емли. оболочек Земли.
З

Называет значимые Затрудняется определить Допускает ошибки при Верно определяет значимые
события в освоении значимые события в определении значимых события в освоении космоса
космоса. освоении космоса и событий в освоении космоса / и объясняет значение
Определяет значение
2 окосмоса в развитии
объяснении значения космоса в
бъяснить значение
космоса в развитии
еловечества.
развитии человечества. ч
осмоса для развития
человечества. к
человечества.

33 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»

илы и движение
Подраздел 5.1 С

Исследовать силу упругости и приводить примеры
Цель обучения 3.5.1.1
ее проявления
3.5.1.2 Исследовать силу тяжести и приводить примеры ее
проявления
3.5.1.3 Исследовать силу трения и приводить примеры ее
проявления

бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет предметы, подвергающиеся силе
упругости

• Приводит примеры сил тяжести

• Приводит примеры сил трения

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 15 м

Задание 1

Укажи «» предметы, которые подвергаются силе упругости.

Задание 2
Посмотри на рисунок. Под воздействием какой силы деформируется желтая
перекладина? Назови ___________________________

Приведи 1 пример проявления этой силы_________________________________________

34 ПРОЕКТ

Задание3
При перемещении одного тела по поверхности другого тела, возникает сила, которая
препятствует его движению. Как называется эта сила? ____________________________

Приведи 1 пример ее проявления________________________________________________

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Определяет предметы, определяет предметы, подвергающие
подвергающиеся силе 1 силе упругости:
упругости. 1 предмет; 1
2 предмет; 1
3 предмет; 1

Приводит примеры сил 2 определяет силу тяжести; 1
тяжести. п
риводит пример этой силы; 1

Приводит примеры сил 3 определяет силу трения; 1
трения. п
риводит пример этой силы. 1

Всего баллов 7

35 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Физика природы»

ФИО обучающегося ______________________________________________

Критерий № Уровень учебных достижений

оценивания задания
Низкий Средний Высокий

Определяет предметы, Затрудняется определить Допускает ошибки при Верно определяет предметы,
подвергающиеся силе предметы, подвергающиеся определении предметов,
подвергающиеся силе упругости.
упругости. 1 си
ле упругости. подвергающиеся силе упругости.

Приводит примеры Затрудняется определить и Допускает ошибки при Верно определяет и приводит
сил тяжести привести примеры сил определении/ приведении примера
примеры сил тяжести.
т
яжести. силы тяжести.
2

Приводит примеры Затрудняется определить и Допускает ошибки при Верно определяет и приводит
сил трения привести примеры сил определении/ приведении примера
примеры сил трения.
т
рения. силы трения.

36 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Естествознание» в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания
среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).

3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 16

3.2. Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 6 заданий, включающих вопросы с кратким ответом и
вопросы, требующие развернутого ответа.

37 ПРОЕКТ

№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание/тип заданий Количество Общий
заданий балл

1 Раздел 3 3.4 Природные 3.3.4.3 Определять основные Обучающийся выполняет
Вещества и их ресурсы свойства почвы. задание открытого типа с 1 4
развёрнутым ответом.
свойства

3.3.4.1 Объяснять роль почвы в
жизни некоторых организмов

2 Раздел 4 Земля и 4.3 3.4.3.1 Объяснять следствие Обучающийся выполняет 1 2
космос Пространство и осевого вращения Земли. задание открытого типа с
время кратким ответом.

4.2 Космос 3.4.2.1 Рассказывать о некоторых Обучающийся выполняет 1 5
значимых событиях в освоении задание на соответсвие
космоса.
3.4.2.2 Объяснять значение
космоса в развитии человечества.

3 Раздел 5 Физика 5.1 Силы и 3.5.1.1 Исследовать силу Обучающийся выполняет 1 2
природы движение упругости и приводить примеры задание закрытого типа с
ее проявления. множественным выбором
3.5.1.2 Исследовать силу тяжести
и приводить примеры ее
бучающийся выполняет 1 3
проявления. О
задание на соответсвие
3.5.1.3 Исследовать силу трения

и приводить примеры ее
проявления.
3.5.1.4 Определять направление
действия силы

Всего баллов 5 16

38 ПРОЕКТ

Примеры вопросов и схема выставления баллов.

Задания суммативного оценивания за 3 четверть

Задание 1

Посмотри на рисунок и ответь на вопросы.

1) Определи и запиши тип почвы__________________________

2) Запиши главное свойство почвы ________________________

3) Как можно улучшить состав почвы? __________________________________________

4) Для чего почва нужна животным?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

[4]

Задание 2

Посмотри на рисунок и ответь на вопросы.

39 ПРОЕКТ

Дополни предложение.

1) Земля совершает один оборот вокруг своей оси за _______ часа.

2) В результате вращения Земли вокруг своей оси происходит
смена_________________________________________.

[2]

Задание 3

Соедини части, чтобы получились верные утверждения.

[5]

Задание 4

Выбери верный ответ

1) Какая сила влияет на деформацию и восстановление формы предметов?

А) сила трения
В) сила тяжести
С) сила упругости
D) сила притяжения
[1]

2) Какая сила возникает при соприкосновении колеса велосипеда с землей.

А) сила притяжения
В) сила упругости
С) сила тяжести
D) сила трения
[1]

40 ПРОЕКТ

Задание 5

Определи направление действия сил. Соедини.

направлена против силы, которая

изм
няет форму
ила тяжести е
С

аправлена в сторону, противоположную
н
вижению
Сила упругости д

сегда направлена вертикально вниз
в
Сила трения

в
сегда направлена вертикально вверх

[3]

Схема выставления баллов

ополнительные
№ Ответ Балл Д
рекомендации

1 1) чернозём 1
2) п
лодородие 1

3) нужно добавлять перегной и удобрения 1

Примерные ответы обучающегося. 1
4) почва является жилищем для Принимаются любые
животных/ некоторые зимуют или верные альтернативные
прячутся от жары/ есть животные, ответы.
которые откладывают в ней яйца

2 1) 24 часа/ за сутки 1

2) дня и ночи 1

1. b За каждое правильное
2. e 5 соответствие ставится 1
3 3. d балл.
4. a
5. c

4 C 1

D 1

41 ПРОЕКТ

За каждое правильное
соотнесение ставится 1
3 балл.

5

Всего баллов 16

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

42 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»

вет
Подраздел 5.2 С
5.3 Звук
5.5 Электричество

Объяснять причины возникновения и особенности
Цель обучения 3.5.2.1
тени
3.5.2.2 Объяснять способность предметов отражать свет
3.5.3.1 Объяснять зависимость громкости звука от
расстояния между источником звука и
приемником звука.

бучающийся
Критерий оценивания О

• Называет причину возникновения тени

• Описывает предметы, отражающие свет

• Определяет и объясняет зависимость громкости от
расстояния между источником и приемником звука

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 20 м

Задание 1
Посмотри внимательно на изображение. Как называется тёмное отражение данного
предмета ___________________

Запиши при помощи изображения, как появляется тёмное отражение от предметов
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

Задание 2
Посмотри на рисунок. Запиши ответы на вопросы.

Назови предметы, которые отражают свет _________________________________________

Какая поверхность хорошо отражает свет? _________________________________________

43 ПРОЕКТ

Задание 3
Рассмотри рисунок и запиши ответ на вопрос.

Кто из ребят слышит звук машины лучше? Укажи «». Объясни.

_______________________________________________________________________________

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Называет причину 1 определяет отражение предмета и 1
возникновения тени. называет – тень;

описывает причину появления тени; 1

Описывает предметы, 2 записывает предметы, отражающие свет; 1
отражающие свет. оп
ределяет поверхность, хорошо 1
о
тражающие свет;

Определяет и объясняет 3 определяет зависимость громкости звука 1
зависимость громкости от расстояния;
от расстояния между
записывает объяснение. 1
источником и
приемником звука.

Всего баллов 6

44 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за 5-раздел. Физика природы. Свет. Звук. Тепло. Электромагнетизм

ФИО обучающегося ______________________________________________

Уровень учебных достижений
Критерий №
адания
оценивания з
Низкий Средний Высокий

Называет причину ЗВерно определяет причину
атрудняется определить Допускает ошибки в
возникновения тени. првозникновения тени.
ину возникновения определении причины
1 ич
ени. появления / объяснения
т
озникновения тени.
в

Описывает предметы, ЗВерно определяет
атрудняется назвать и Допускает ошибки при
отражающие свет. 2 оппредметы, отражающие
сать предметы, определении/ описании
исвет.
отражающие свет. предметов, отражающие свет.

Определяет и объясняет З
атрудняется при Допускает ошибки при Верно определяет и
зависимость громкости о
еделении и объяснении определении/ объяснении объясняет зависимость
от расстояния между пр
ависимости громкости от зависимости между громкости от расстояния до
источником и 3 з
сстояния до источника громкостью и расстоянием. источника звука.
приемником звука. ра
вука.
з

45 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Естествознание» в 3 классе.

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания
среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).

3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 16

3.2. Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого
ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с кратким ответом и
вопросы, требующие развернутого ответа.

46 ПРОЕКТ

№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание/тип заданий Количество Общий
заданий балл

1 Раздел 5 Физика 5.2 Свет 3.5.2.1 Объяснять причины Обучающийся выполняет 1 4
природы возникновения и особенности тени. задание открытого типа с
(в контексте 3.5.2.2 Объяснять способность
развёрнутым и кратким
сквозной темы предметов отражать свет. от
ветом.
«Культура
5.3 Звук Обучающийся выполняет 1 4
отдыха,
адание открытого типа с
з
праздники»)
кратким ответом.

5.5 3.5.5.1Определять источники Обучающийся выполняет 1 3
Электричество электрической энергии. задание открытого типа с
кратким ответом.
3.5.5.3 Представлять простые 1 2
электрические цепи в виде схем с
указанием их элементов

Обучающийся выполняет 1 3
3.5.6.1 Исследовать намагничивание
задание открытого типа с
5.6 Магнетизм различных металлов с помощью
атким ответом.
магнита. кр

Всего баллов 5 16

47 ПРОЕКТ

4. Примеры вопросов и схемы выставления баллов

Задания суммативного оценивания за 4 четверть
Задание 1
Укажите () правильные выводы.

Вывод Верно

Тень от предмета можно увидеть только при наличии света. 

Свет проходит сквозь предметы из прозрачных и
полупрозрачных материалов.

Форма тени повторяет форму предмета. 

Свет лучше всего отражается от тёмных поверхностей.

Размер тени зависит от растояния между предметом и
источником света.

[4]

Задание 2
Дополни предложеня.
1) ______________ это колебание воздуха, распространяющееся в виде волн.

2) Чем сильнее колебание воздуха, тем _________________ слышны звуки.

3) Чем дальше находится источник звука, тем___________________слышен звук.

4) Очень громкий звук _____________________ для слуха человека.
[4]

Слова для справок: громче, слабее, опасен, звук.

Задание 3

Рассмотри картинки и определи источники электроэнергии. Запиши их названия.

1)_____________________ 2)_____________________ 3)______________________

[3]

48 ПРОЕКТ

Задание 4

Соотнеси условные обозначения элементов электрической цепи с предметами.

[2]

Задание 5
Запиши ответы на вопросы.

1) Запиши один предмет, который притягивает магнит _____________________________

2) Что можно сделать, чтобы предмет обладал магнитными свойствами?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

3) Какие предметы хорошо намагничиваются? ___________________________________
[3]

49 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительные
рекомендации

1 За каждый верный
ответ ставится 1
4 балл

з1 Принимаются
вук
любые верные
г1 альтернативные
ромче
2 ответы.
слабее 1

опасен 1

3 1) Гидроэлектростанция За каждый
2) Атомные электростанции 3 правильный ответ
3) Тепловые электростанции ставится 1 балл

4
2

Примерные ответы обучающегося: 1 Принимаются
Гвоздь/ иголка/ ножницы/ скрепка/ булавка… любые верные
ьтернативные
5 ал
ужно потереть предмет магнитом/ намагнитить 1
Нответы.
предмет.

Предметы, в состав которых входит железо, хорошо 1
намагничиваются/ в состав которых входит железо.

Всего баллов 16

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя

50 ПРОЕКТ

разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.После окончания
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и
положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

51 ПРОЕКТ

52

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *